Технология работы с симпатизантами

В последние годы в сфере организации выборов сложилась тенденция к возрастанию роли различных форм подкупа избирателей. Это имеет две основные причины. Во-первых, это достаточно технологичный способ обеспечения результата, то есть подкуп - технология, которая при четкой формализации обеспечивает прогнозируемый результат. А во-вторых, голосование за деньги основано на очевидном мотиве избирателя - незамедлительном получении материальных благ. Дополнительным фактором, который обеспечил распространение подкупа, является слабая контролируемость организации и результативности классических методов - агитации, рекламы и т.п. Также сыграла роль и «усталость» избирателей от нахлынувшей на них нескончаемой череды выборов.

Однако партийное строительство принципиально отличается от одномандатных, «разовых», выборов. Прежде всего, тем, что суть партии - это привлечение широких масс людей, разделяющих общие интересы. Последние реформы избирательного законодательства, призванные стимулировать развитие партийной структуры на региональном и федеральном уровне, накладывают определенные ограничения, подталкивают партии к тому, чтобы стать действительно выразителями интересов определенных частей населения, а не просто местом «тусовки элит».

Таким образом, в России сегодня крайне востребованы новые подходы к партстроительству по следующим причинам.

Круг людей, которых можно подкупом привлечь на выборы, а тем более в партию, ограничен.

Даже если допустить возможность привлечения людей в партию на возмездной основе, встает вопрос необходимости регулярного финансирования - одно дело потратить деньги раз в четыре года, другое - ежемесячно. Учитывая минимально допустимую численность партии в 50 000 человек, а разумную - около 100 000, часть годового бюджета партии, направленная на обеспечение членов, будет минимум $ 0,5 млн. (по 1 000 руб. в месяц на человека). И это без учета организационной структуры, содержания и технического обеспечения штабов и т.д.

Партии должны подходить к привлечению людей ответственно, так как в противном случае будут постоянно происходить провокации, любая проверка может привести к проблемам с надзорными органами и т.д.

Самый же важный довод - в случае привлечения членов партии на возмездной основе партия не сможет стать значимой общественно-политической силой. Даже в случае, когда только половина списочного состава партии искренне разделяет убеждения и согласна с программой, и половина от этого числа готова поддержать партию какими-то разовыми действиями, это уже дает возможность проведения (практически без дополнительных затрат) митингов в 25 регионах, численностью по 1 000 человек. А это тот масштаб, который не смогут проигнорировать ни отечественные, ни западные СМИ.

Таким образом, масштабные вложения на первом этапе - организации партии, позволят в дальнейшем добиться существенной экономии и высокой эффективности.

Предлагаемый подход основан на расширении партсостава и решении организационных вопросов за счет «цепочек знакомств», слабых социальных связей.

 

Первый этап. Для начала партстроительства в регионе достаточно иметь актив из 20 человек, являющихся убежденными сторонниками партии и не принадлежащих к верхушке элиты. Идеально - найти их не через свои вертикальные связи, а путем посещения региона одним из лидеров партии (ни в коем случае не рядовым представителем) для реализации технологии политического промоушена.

Чаще всего турне охватывает ключевые регионы политического пространства. Лидеров обычно сопровождают поддерживающие или сочувствующие известные деятели культуры и искусства, а также популярные артисты, музыканты и киноактеры.

Лидер приезжает в регион, куда заранее, до него, прибывает группа активистов, которые пустили программные и информационные статьи в региональных СМИ. Хорошо, если в информационных статьях за неделю-две до события указывается место встречи лидера с населением. Естественно, что на это собрание должно прийти никак не меньше 500 человек (иначе это провал). После встречи в этом же месте обязательно найдутся первые 20 местных активистов. В ходе выступления лидер сначала рассказывает о себе - кратко, образно, эмоционально и с юмором, потом проходит программное выступление, затем - ответы на вопросы населения. Обязательна информация о том, куда и к кому можно обратиться по всем интересующим вопросам. Необходимо освещение турне в федеральных СМИ (если нет активного противодействия). Чтобы затронуть, подготовить подвижную общественность в регионах, надо сделать это именно в виде турне. Важно посетить максимальное количество регионов, это можно сделать за два-три месяца.

Если партия не новая, выезды в регион для притока «свежей крови» и для встречи с симпатизантами необходимо проводить периодически, чтобы в каждом регионе бывал хотя бы один лидер федерального масштаба от партии.

 

Второй этап.

Теперь выполняется задача расширения партсостава, за счет использования личных контактов местных активистов: кого-то из знакомых они убедят подключиться к работе партии за счет хороших отношений, кого-то - за счет соответствия его убеждений идеологии партии, кого-то - за счет других мотивов (например, перспективой политической карьеры). На этой стадии в партию в регионе должно вступить не менее 200 человек (по 10 от каждого из активистов). Необходимо учитывать, что площадь распространения активистов должна соответствовать ментальной площади коммуникационных потоков в регионе, так как задача активистов состоит в том, чтобы влиять на эти потоки, а главное, подкреплять информацией симпатизантов через неформальные и формальные местные информационные потоки.

Во многом недееспособность региональных партийных отделений существующих партий обусловлена тем, что члены партии и активисты набраны по вертикальному признаку, а не по горизонтальному.

На третьем этапе происходит делегирование полномочий (важнейший элемент в сетевом управлении) от активистов первого уровня к активистам второго, и каждый из активистов второго уровня должен привести в партию еще по 5 человек.

На четвертом этапе активисты третьего уровня привлекают еще по 2-3 человека, а на пятом - активисты четвертого еще по 1 человеку.

Наши расчеты, даже с учетом достаточно высокого уровня потерь людей, привлеченных на каждом этапе роста партийной структуры спустя полгода - год, показывают, что около 1700 - 2200 человек можно привлечь в региональное отделение партии за три месяца, если на первом этапе (10 дней) найти всего 20 человек. Причем здесь идет речь не о «списочном составе», а о реально действующей партийной структуре.

Федеральное руководство должно осознавать, что для того, чтобы партийная организация сохраняла слабые положительные горизонтальные контакты, необходимо хотя бы раз в 2 месяца проводить местные политические действия, которые выражаются в каких-либо акциях и т.п., а раз в квартал - общерегиональные. Региональные акции лучше объединять в общефедеральные, если, конечно, в регионе нет потребности в специфичном мероприятии. Необходимо, чтобы общефедеральные акции получали освещение в федеральных СМИ и, что не менее важно (!), - внутрипартийное, горизонтальное освещение. Горизонтальные связи региональных и местных отделений, отчеты о том, как проходят акции, нужны для поддержания духа единства партии и обмена опытом.

Дополнительно необходимо устраивать как минимум три партийных конференции в год: одну закрытую для лидеров регионального уровня, вторую - для региональных лидеров и лидеров районного уровня (сопоставимых с 2-м уровнем МСУ), и третью - в виде школы-семинара, куда приезжают региональные лидеры с отличившимися местными лидерами (соответствуют 1-му уровню МСУ).

Таким образом, годовой бюджет для сносного существования и позиционирования общефедеральной партии будет составлять не менее 5 миллионов долларов в год.

 

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru