3.2.1. Классификация моделей по доминирующему мотиву
Мы предлагаем условную классификацию описанных нами в предыдущем разделе моделей в соответствии с доминирующим фактором, которому модель приписывает решающую роль в определении электорального выбора избирателя. Классификация не жесткая, то есть модель может относиться более чем к одной группе (эти модели выделены курсивом).
клиентелистская |
электоральных установок |
свобод Ноллана |
социально-экономическая |
референтной группы |
социологическая |
традиционная |
имиджевая |
доминирующего стереотипа |
идеологическая |
профиля черт |
программная |
административная |
адресная |
классовая |
идентификации |
участия |
проблемная |
|
|
|
|
3.2.2. Сравнение оснований моделей
Одним из подходов к пониманию мотивации электорального поведения является сравнение оснований моделей. Прежде всего, выделим два основания классификации.
Первое основание - степень рациональности-эмоциональности мотива. Мы считаем, что мотив «материальная выгода» и мотив «общность идей» скорее можно отнести к группе рациональных мотивов, а мотивы «общность людей» и «личность кандидата» - скорее к группе эмоциональных.
Второе основание классификации - степень конкретности-абстрактности мотива. Мотив «материальная выгода» и мотив «общность людей» скорее можно отнести к группе конкретных мотивов, а мотивы «общность идей» и «личность кандидата» - скорее к группе абстрактных.
Третье основание классификации - привязанность мотива к внутренним или внешним проявлениям психики человека. По этому критерию мотивы «материальная выгода» и «общность людей» скорее можно отнести к группе внешних мотивов, а мотивы «общность идей» и «личность кандидата» - скорее к группе внутренних.
Учитывая совпадение результатов классификации по второму и третьему основанию, в итоге мы получаем двумерную модель.
Характеристики мотивов |
Рациональные |
Эмоциональные |
Конкретно-внешние |
Материальная выгода |
Общность людей |
Абстрактно-внутренние |
Общность идей |
Личность кандидата |
3.2.3. Анализ мотивов голосования с помощью общенаучного пентабазиса
В качестве второго подхода, который позволит понять соотнесенность выделенных нами четырех ключевых мотивов, мы решили использовать общенаучный пентабазис, внедрение которого в теорию и методологию психологической науки было осуществлено В.А.Ганзеном и развито применительно к политической психологии А.И.Юрьевым.
Энергия Материальная выгода |
|
Информация Общность идей |
|
Субстрат Мотив голосования |
|
Время Личность кандидата |
|
Пространство Общность людей |
Мотив «общность людей» был отнесен нами к общенаучной категории «пространство», так как социальная система есть прежде всего пространство существования политических образований.
Мотив «личность кандидата» был отнесен нами к категории «время», так как избиратель по факту сталкивается не с личностью кандидата, а с образом этой личности. При этом практика избирательных кампаний такова, что этот образ управляем и корректируется от выборов к выборам, да и в рамках одной избирательной кампании. Таким образом, этот «образ личности кандидата/партии» - динамическая характеристика, функция от времени.
Мотив «материальная выгода» был отнесен нами к категории «энергия», так как прямая или косвенная материальная выгода для избирателя - это, прежде всего, ресурсы, обеспечивающие его существование.
Мотив «общность идей» был отнесен нами к общенаучной категории «информация», так как идеи являются наиболее концентрированным выражением информации.