Анализ моделей электорального поведения

3.2.1. Классификация моделей по доминирующему мотиву

Мы предлагаем условную классификацию описанных нами в предыдущем разделе моделей в соответствии с доминирующим фактором, которому модель приписывает решающую роль в определении электорального выбора избирателя. Классификация не жесткая, то есть модель может относиться более чем к одной группе (эти модели выделены курсивом).

клиентелистская

Скругленный прямоугольник: клиентелистская

электоральных установок

Скругленный прямоугольник: электоральных установок

свобод Ноллана

Скругленный прямоугольник: свобод Ноллана

социально-экономическая

Скругленный прямоугольник: социально-экономическая

референтной группы

Скругленный прямоугольник: референтной группы

социологическая

Скругленный прямоугольник: социологическая

традиционная

Скругленный прямоугольник: традиционная

имиджевая

Скругленный прямоугольник: имиджевая

доминирующего стереотипа

Скругленный прямоугольник: доминирующего стереотипа

идеологическая

Скругленный прямоугольник: идеологическая

профиля черт

Скругленный прямоугольник: профиля черт

программная

Скругленный прямоугольник: программная

административная

Скругленный прямоугольник: административная

адресная

Скругленный прямоугольник: адресная

классовая

Скругленный прямоугольник: классовая

идентификации

Скругленный прямоугольник: идентификации

участия

Скругленный прямоугольник: участия

проблемная

Скругленный прямоугольник: проблемная

Общность людей

 

Личность кандидата

 

Материальная выгода

 

Общность идей

 

3.2.2. Сравнение оснований моделей

Одним из подходов к пониманию мотивации электорального поведения является сравнение оснований моделей. Прежде всего, выделим два основания классификации.

Первое основание - степень рациональности-эмоциональности мотива. Мы считаем, что мотив «материальная выгода» и мотив «общность идей» скорее можно отнести к группе рациональных мотивов, а мотивы «общность людей» и «личность кандидата» - скорее к группе эмоциональных.

Второе основание классификации - степень конкретности-абстрактности мотива. Мотив «материальная выгода» и мотив «общность людей» скорее можно отнести к группе конкретных мотивов, а мотивы «общность идей» и «личность кандидата» - скорее к группе абстрактных.

Третье основание классификации - привязанность мотива к внутренним или внешним проявлениям психики человека. По этому критерию мотивы «материальная выгода» и «общность людей» скорее можно отнести к группе внешних мотивов, а мотивы «общность идей» и «личность кандидата» - скорее к группе внутренних.

Учитывая совпадение результатов классификации по второму и третьему основанию, в итоге мы получаем двумерную модель.

 

Характеристики мотивов

Рациональные

Эмоциональные

Конкретно-внешние

Материальная выгода

Общность людей

Абстрактно-внутренние

Общность идей

Личность кандидата

 

3.2.3. Анализ мотивов голосования с помощью общенаучного пентабазиса

В качестве второго подхода, который позволит понять соотнесенность выделенных нами четырех ключевых мотивов, мы решили использовать общенаучный пентабазис, внедрение которого в теорию и методологию психологической науки было осуществлено В.А.Ганзеном и развито применительно к политической психологии А.И.Юрьевым.

 

Энергия Материальная выгода

 

Информация

Общность идей

 

Субстрат

Мотив голосования

 

Время

Личность кандидата

 

Пространство

Общность людей

 

Мотив «общность людей» был отнесен нами к общенаучной категории «пространство», так как социальная система есть прежде всего пространство существования политических образований.

Мотив «личность кандидата» был отнесен нами к категории «время», так как избиратель по факту сталкивается не с личностью кандидата, а с образом этой личности. При этом практика избирательных кампаний такова, что этот образ управляем и корректируется от выборов к выборам, да и в рамках одной избирательной кампании. Таким образом, этот «образ личности кандидата/партии» - динамическая характеристика, функция от времени.

Мотив «материальная выгода» был отнесен нами к категории «энергия», так как прямая или косвенная материальная выгода для избирателя - это, прежде всего, ресурсы, обеспечивающие его существование.

Мотив «общность идей» был отнесен нами к общенаучной категории «информация», так как идеи являются наиболее концентрированным выражением информации.

 

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru