Мобилизация параноика

   Параноидные люди живут в состоянии постоянной готовности к действию, то есть в состоянии полной мобилизации. Особенно это проявляется в следующих внешних признаках:

- интенсивное, ищущее внимание,

- напряженная мускулатура.

Стоит легко прикоснуться к плечу параноидного человека, он тут же напрягается сильнее.

У этого состояния мобилизации есть множество клинических форм. Иногда - агрессивные формы, например, готовность к контратаке. Иногда - форма крайней осторожности и напряженного контроля. Иногда - просто постоянная бдительность.

Состояние мобилизации можно описать как состояние крайне ригидной и напряженной направленности характера человека. Это психологическое состояние также можно назвать <гипернамеренностью>, потому что оно сопровождается хроническим гипертонусом мускулатуры.

Мобилизация проявляется не только в сильном мышечном напряжении. Но и во всем поведении, в характере протекания психических процессов. Поведение параноика весьма цельное, подчинено конкретным задачам, которые далеко не всегда понятны окружающим.

Параноики часто и весьма умело играют, имитируют дружественное расположение к другим людям, улыбчиво приветствуют новых людей, фамильярно разговаривают. Внимательный наблюдатель легко заметит напряжение, но "продвинутые" параноики могут маскировать и это напряжение тоже, чтобы не выдать свою готовность к действию.

Иногда, когда такое поведение гладкое или, хотя бы, механически ровное (как у многих относительно стабильных параноидных характеров), может возникнуть впечатление, что все, вплоть до силы рукопожатия, совершенно нормально.

Целью параноидного поведения является защита. Параноик готов к отпору. Изредка однако ему вполне может показаться, что в каких-то ситуациях важно напасть первым. Поэтому все же он опасен для окружающих.

Параноик не просто наблюдает и обуздывает свое поведение, он его контролирует и направляет; он контролирует свое тело, выражение лица и жесты, как генерал контролирует войска. В зависимости от интеллектуальных способностей параноика его игра может быть примитивной, но может быть очень и очень сложной.

У всего, что делает параноик, есть цель. Он почти ничего не делает бездумно, основываясь лишь на интуиции, порывах. Он говорит обдуманно, с намерением и целью. Внимательный наблюдатель легко может заметить эту преднамеренность речи, выражающуюся в давлении на собеседника, манипулировании им. Параноик весьма заинтересован в обратной связи: обычно он внимательно смотрит лицом собеседника, его реакциями.

Параноики редко смеются. Искренний смех сложно изобразить, и они это обычно понимают.

Иногда параноику удается расслабиться, проявить сентиментальные чувства, но потом он может из-за этого ощущать сильную досаду.

На параноика очень сложно воздействовать словами, потому что за любым словом он склонен искать и находить злую волю.

У параноика очень узки интересы. Он сознательно себя ограничивает в удовольствиях и развлечениях.

Литература

Шапиро Д. Невротические стили.

 


См. также

Параноидная психопатия

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru