В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ситуация патопсихологического исследования является вариантом одной из наиболее распрос...

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ситуация патопсихологического исследования является вариантом одной из наиболее распространенных моделей взаимоотношений ребенок - посторонний взрослый, так как в ней взрослый <экзаменует>, а ребенок демонстрирует свои знания, умения и способности. Если у ребенка в анамнезе имеются указания на трудности в усвоении программы обучения детского сада или школы, исследование необходимо начинать с доступных для него заданий, так как первая неудача может привести к возникновению привычной негативной эмоциональной реакции на свою несостоятельность и к снижению уровня деятельности в процессе дальнейшего исследования. Напротив, легкость, с которой будут выполнены первые задания, похвала исследующего помогут преодолеть сложившийся в предшествующей учебной деятельности патологический стереотип.

Приступая к патопсихологическому обследованию подростка, необходимо добиться его доверительного отношения. Ситуация исследования не должна восприниматься подростком как <проверка ума>, ситуация экзамена. Подростки, страдающие неврозами, могут расценить патопсихологическое исследование как ненужное, не имеющее отношения к лечению. Чрезмерная легкость заданий позволит подростку заподозрить исследующего в пренебрежительном отношении к его способностям. Поэтому исследование должно начинаться с такого объяснения его целей, которое подростка удовлетворит. Например, можно сказать, что исследование предназначено для выявления переутомления в результате напряженной учебы. Если у обследуемого имеется стойкое негативное отношение к учебе, исследующий может выдвинуть в качестве цели исследования определение скорости реакции, сославшись на применение таких же методик при отборе лиц для определенных престижных в глазах подростка профессий (водителя, летчика). Переход к применению личностных опросников целесообразен после установления доброжелательных отношений между подростком и исследующим. Наиболее широко в детской психиатрии применяются психологические методики для диагностики умственного развития.

Использование психометрических методик (<Станфордская ревизия шкалы интеллекта Бине - Симона>, шкала развития Гезелла, шкала Векслера для детей и др. ) вызывает у ряда исследователей возражения.

В первую очередь речь идет о необходимости критического отношения к интеллектуальному коэффициенту, получаемому при таких исследованиях. Ставится под сомнение возможность прогностической интерпретации получаемых данных (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, 1983).

Д. Н. Исаев (1982) подчеркивает, что большая часть стандартизованных психометрических методик показывает не столько одаренность детей, сколько их развитие, находящееся под влиянием условий воспитания и, в широком смысле, культуры, в которых они воспитываются. Многие задания психометрических шкал адресуются к школьным знаниям и выявляют их, а не природные способности.

Использование психометрических методик обязательно должно дополняться применением методик, позволяющих получить качественные характеристики отдельных психических процессов. При этом необходимо помнить о тесном взаимодействии всех психических процессов - восприятия, памяти, мышления.

В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru