Тест выбора цвета Люшера разработан швейцарским психологом М. Lusher (1947) и рассматривается как проективный метод, направленный на опосредованное изучение личности. В полном варианте теста используются 73 цветные карточки 25 различных цветов и оттенков. Чаще используется сокращенный набор, состоящий из 8 цветных карточек. Четыре цвета - синий (темно - синий), желтый, красный и зеленый считаются основными, базисными, <психологическими первоэлементами>. Фиолетовый (смесь красного и синего), коричневый (смесь желто - красного и черного), нейтральный серый, не содержащий никакого цвета и потому якобы не оказывающий какого - либо существенного воздействия на обследуемого, и черный, который рассматривается как <отрицание цвета>, являются дополнительными цветами. Перед обследуемым на белом фоне полукругом раскладывают карточки и просят его выбрать из них одну, окрашенную в наиболее приятный ему цвет. При этом обследуемого предупреждают, что на выбор не должны влиять ни его вкус, ни доминирующий в моде цвет, ни окраска интерьера. Выбранную обследуемым карточку переворачивают и откладывают в сторону, после чего его просят вновь выбрать из оставшихся наиболее для него приятную карточку. Таким образом исследование проводится до конца, и в результате исследующий получает возможность зафиксировать полученный цветовой ряд. Для обозначения оценки цвета обследуемым прибегают к значкам: явное предпочтение + предпочтение Х безразличное отношение = антипатия, неприятие - С помощью этого цветового ряда устанавливается ранжирование карточек в нисходящем порядке.
Интерпретация результатов производится с учетом категорий функции и структуры цвета. Под функцией цвета М. Lusher понимает субъективное отношение обследуемого к цвету, обусловленное его эмоциональным состоянием в момент исследования. Структура цвета определяется якобы объективным знанием цвета, его психологического содержания. В соответствии с функцией и структурой цвета с помощью специальных таблиц получают стандартные характеристики личностных свойств обследуемого. Приводим в качестве примера сокращенное психологическое описание структурного значения одного из основных цветов: так, синий цвет символизирует глубину чувства и является концентричным (т. е. занятым сферой субъективного), пассивным, воссоединяющим, гетерономным, чувствительным; его аффективные компоненты - спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь и привязанность. Синий с функцией + в 1 - й позиции указывает, что субъект будет действовать путем создания вокруг себя обстановки эмоционального покоя, благожелательности со стремлением избежать каких - либо конфликтов или действий, требующих энергии и мобилизации сил. Синий со знаком - , наоборот, указывает на неудовлетворенность ситуацией, на неспособность самому изменить ее (эти качества сочетаются с неуступчивостью, сопротивлением воздействиям со стороны), на раздражительность, беспокойство, склонность скрывать свою ранимость. Пытаясь создать психологическую теорию, на которой базировался бы разработанный им тест, М. Lusher дал своеобразную интерпретацию цветов, связанную, по его мнению, с жизнедеятельностью человека. Так, темно - синий цвет рассматривается им как символ ночи, цвет покоя и пассивности, ярко - желтый - символ дня, это цвет надежды и активности. Таким образом, автор выделяет факторы, управляющие человеком. Ночью (темно - синий цвет) прекращается активность человека и, наоборот, днем (ярко - желтый цвет) деятельность человека, его активность стимулируются. Эти гетерономные цвета рассматриваются М. Lusher как неподконтрольные человеку. Два других базисных цвета - красный и зеленый - рассматриваются как автономные, саморегулирующие, При этом красный цвет символизирует нападение, а зеленый - защиту.
Помимо критериев гетеро - и автономности. М. Lusher пользуется еще факторами активности и пассивности. Синий цвет - гетерономно - пассивный, желтый - гетерономно - активный, красный - автономно - активный, зеленый - автономно - пассивный. Таким образом, цвета связываются с жизнедеятельностью человека и функционированием личности. Выбор цвета в пределах основных цветов относится к сознательной сфере психики, в пределах дополнительных цветов и оттенков связывается с бессознательной сферой. Вопрос о возможностях применения теста Люшера в патопсихологии представляется нам спорным и решение его не может быть однозначным. Создаваемая в процессе исследования ситуация выбора цвета является весьма специфичной и не может отождествляться с поведенческой реакцией обследуемого в любой ситуации вообще. Такая расширительная трактовка совершенно неправомерна. Более того, известные трудности представляет оценка самого акта выбора. Выбор цвета - сложная форма деятельности, зависящая от ряда существенных моментов, переменных, имеющих важное значение будучи взятыми по отдельности и в различных сочетаниях.
В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.