2. 4. Эмпирическое обоснование Подобные вербальные протоколы, составленные на основе магнитофонных записей или восстановленные по памяти, отлично годятся для исследований. Высказывания пациента, интерпретация и ее диагностическое значение могут в любой момент, по желанию терапевта, подвергнуться эмпирической перепроверке. Существует возможность сравнивать протоколы интервью, проведенных с пациентом в различное время, а также сопоставлять его рассказ с запротоколированными интервью других пациентов. Целью такой перепроверки является анализ содержания интервью. Для этого применяются методы как количественного так и качественного типа. Оценка интервью экспертами дает возможность проверить правильность толкования, данного психоаналитиком в течение разговора. В последнее время наряду с традиционными количественными методами получили применение методы компьютерного исследования (Kaechele 1976).
Степень близости или дистанции между пациентом и психоаналитиком во время разговора оценивается с помощью так называемого Aktantenanalyse (1981). Те или иные фразы пациента, промелькнувшие в разговоре позволяют исследователю сделать заключение о том, какие именно аффекты выявились в течении интервью (1980). Последний подход широко распространен во многих психоаналитических центрах Германии.
Большинство психоаналитиков использует для этих целей традиционную форму доклада о конкретном случае. Доклад целиком посвящен определенному лицу и читается как новелла, живо характеризующая пациента. Такого рода доклады весьма выразительны и напоминают литературный портрет, в котором ярко проявляется своеобразие описанного индивида. Однако серьезную опасность в данном случае представляет собой возможность чересчур субъективной оценки со стороны автора. Кроме того, следует учитывать, что аналитики могут обладать различными способностями в восприятии той или иной ситуации, в переработке воспринимаего и запоминании произошедшего. В связи с этим исследователи, ориентирующиеся на строго эмпирические способы перепроверки полностью отвергают протоколы по памяти, признавая лишь те методы, при которых полученные сведения и их оценка контролируемы и пригодны для перепроверки, а значит, объективны. Тем не менее доклады о конкретных случаях имеют немалое значение для психоаналитических исследований в целом.
Усовершенствованным диагностическим методом психоанализа является так называемая супервизия. Закончив разговор с пациентом, психоаналитик делится своими впечатлениями и интерпретацией с экспертом, который, разбирая этот случай, старается идентифицировать себя как с пациентом, так и с интервьюером. Метод супервизии позволяет обнаружить недочеты, допущенные интервьюером в процессе разговора, а также оценить правильность данных им интерпретаций. Супервизию может проводить не только один эксперт, но и группа экспертов, что несомненно повышает общий уровень объективности данного метода. Неточности, допущенные одним экспертом, выявляются во время этого своеобразного симпозиума. Понятно, что у пас будет гораздо больше оснований доверять интерпретации, данной одним или двумя аналитиками, если ее единодушно поддерживают пять авторитетных супервизоров. Другим способом проверки правильности конкретной психоаналитической интерпретации служит тестовый метод. В том случае, когда результаты тестового исследования в целом соответствуют интепретации психоаналитика, правильность последней считается подтвержденной. Тестовый метод в этом случае напоминает рентгенографическое исследование, результаты которого либо подтверждают, Либо опровергают диагноз эксперта. Представляется логичным, поэтому, обратиться в следующем параграфе к рассмотрению психологических тестовых методов, которые, в первую очередь, позволяют сверить психоаналитическую и психологическую точки зрения, а во вторую - Дополнить качественное, а значит, <субъективное> психоаналитическое <интервью> количественным, а следовательно, <объективным> тестом.
П. Куттер. Современный психоанализ. СПб., 1997.