3. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ 3. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОНТАКТА В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно бьыо бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий: 1. Два лица находятся в психологическом контакте. 2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен. 3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении. 4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту. 5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.
6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности. Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.
Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помощи со стороны. Особенно важны 3 - е, 4 - е и 5 - е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт. Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов - существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии.
Консультативный контакт - это чувства и установки, которые участники консультирования испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985) Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cnstiam (1990) выделили шесть основных параметров: - эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов); - интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным); - динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта); - конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности), - оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по - новому), - добросовестность.
Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов. Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения - проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта (George, Cristiam, 1990)
Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.