Гуревич. Психологическая диагностика. Учебное пособие >>  2 ДИАГНОСТИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Можно констатировать, что в отечественной психологии разработан прочный теоретико - методологический фундам...

 2 ДИАГНОСТИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Можно констатировать, что в отечественной психологии разработан прочный теоретико - методологический фундамент исследования способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Несколько менее интенсивно разрабатываются собственно диагностические методики. Выделяют несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей. Среди них - результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды. Для изучения способностей исследователи применяют разнообразные приемы - наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов Как правило, по формальным критериям эти методы не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиагностики Необходимость же в таких методах ощущается все более остро в связи с возросшими потребностями использования психологических знаний в различных областях практики, в частности в работе психологической службы в школе и на производстве Поскольку наиболее разработанной проблема диагностики специальных способностей является в зарубежных исследованиях, мы воспользуемся и принятой там классификацией способностей к разным видам деятельности Выделяются четыре большие группы способностей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные, т е соответствующие той или иной профессии - конторские, артистические, художественные и др Как видим, классификация эта не является безукоризненной, поскольку выделение групп способностей проводится по двум основаниям: во - первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные), во - вторых, по видам деятельности Однако такое деление используется наиболее часто психологами при обсуждении методов диагностики специальных способностей. Рассмотрим конкретные методы изучения моторных способностей или, как их еще называют, психомоторных (сенсомоторных, двигательных) Наиболее часто эти способности диагностируются при проведении профотбора на определение профессии, отбора спортсменов Моторные тесты направлены на изучение скорости, темпа и точности движений, зрительно - моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и т д Роль психомоторики в успешности овладения разнообразными видами деятельности изучается в психологии давно, в частности, простейшие диагностические приемы использовались еще Ф Галь - тоном, Э Крепелином В нашей стране в 30 - е гг. была опубликована фундаментальная работа М И Гуревича и Н И Озерецкого Во - второй части своей книги "Психомоторика" авторы подробно обсуждают наиболее известные тесты как апробированнные, так и находящиеся в стадии разработки для изучения координации, скорости, темпа движений и т п Авторами предлагается повозрастная шкала тестов по аналогии со шкалами Бине Так, например, ими были предложены 5 групп тестов для диагностики двигательных способностей детей 1 Статическая координация (способность стоять в течение 15 с с закрытыми глазами поочередно на правой, левой ноге, носках и т. д. ). 2 Динамическая координация и соразмерность движений (прыжки, передвижения прыжками, вырезание фигурок из бумаги и т д ). 3 Скорость движений (укладывание монет в коробку, прокалывание бумаги с нанесенными на ней кружками, связывание шнурков и т д). 4 Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов и тд. ) 5 Сопровождение движений (наморщивание лба, движение кистей рук и т. д. ) За каждый правильно выполненный тест начисляется 1 балл Время выполнения каждого задания ограничено В целом процедура длится 40 - 60 мин Разработана таблица норм возрастного развития (по аналогии с шкалами Вине) В 1955 г в США появилась высокостандартизованная шкала диагностики моторного развития детей, которая получила название теста Линкольна - Озерецкого. Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются быстрой тренировке и уровень из развития на разных стадиях овладения профессией неодинаков. Особенностью моторных способностей является отсутствие некоего общего фактора, общей моторной одаренности. Об этом свидетельствуют эмпирические данные диагностики моторики: результаты, получаемые по разным тестам, чрезвычайно мало связаны между собой Многочисленные исследования моторных способностей приводят психологов к необходимости выделять целый ряд самостоятельных факторов, таких, как точность выполнения движений, ответная ориентация (способность находить правильный ответ на разнообразные стимулы в условиях высокой скорости их предъявления), координация, время реакции, скорость движения руки, оценка контроля (умение контролировать изменение скорости и направления движения объектов), ручная ловкость, пальцевая мото - рика, твердость руки, скорость движения запястья и пальцев (например, при работе на телеграфной аппаратуре). При этом разработки все новых диагностических приемов изучения психомоторики приводят к "открытию" новых моторных способностей Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, но существуют и бланковые методики По данным многих авторов, между результатами этих типов тестов отмечаются очень низкие корреляции, часто такая связь вовсе отсутствует.

Наиболее распространенными тестами, судя по зарубежным публикациям, являются следующие: Тест ловкости пальцев 0'Коннора, Тест ловкости Стромберга, Тест ручной ловкости Пурдье, Минне - сотский тест скорости манипулирования, Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. Рассмотрим последний из перечисленных. Для выполнения теста требуется деревянная доска, состоящая из двух секций.

Каждая секция содержит по 48 отверстий, причем в одной из секций отверстия имеют резьбу. Кроме того, материалом для выполнения теста служат цилиндрические стержни небольшого размера, металлические колечки, шурупы, пинцет и отвертка Вначале испытуемый с помощью пинцета помещает стержни в отверстия доски, а затем на каждый цилиндрик надевает колечко Во второй части теста испытуемому необходимо поместить небольшие шурупы в отверстия с резьбой и завинтить их с помощью отвертки. Обычно при подсчете результатов учитывается время выполнения теста и число ошибок (пропусков). Иногда же на выполнение теста отводится определенное время и учитываются, какую часть работы успевает выполнить испытуемый за этот период Задания подобного типа чрезвычайно распространены в тестировании моторики Так, например, подобные методики исследования моторики включены в популярную батарею тестов для определения общих способностей ГАТБ (подробнее о ней будет сказано ниже) Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются быстрой тренировке и уровень их развития на разных стадиях овладения профессией неодинаков. Высокая тренируемость моторики и специфичность моторных функций усложняют создание высоконадежных тестов Увеличение объема теста не повышает его надежность, поскольку введение новых заданий приводит к охвату иных моторных качеств, а при введении большого числа идентичных заданий сказывается фактор тренировки Поэтому надежность моторных тестов обычно колеблется от 0,70 до 0,80 Что касается валидности, то она невелика Например, приводятся корреляции между успешностью выполнения теста ловкости Пурдье и экспертными оценками профессиональной эффективности упаковщиков Эти коэффициенты для разных заданий теста колеблются от 0,19 до 0,47, а для Миннесотского теста скорости манипулирования они несколько ниже - до 0,40 Авторы делают отсюда вывод о том, что при установлении валидности моторных тестов особенно важно выбрать релевантные критерии, которые могут включать лишь отдельные элементы профессионального труда В отечественной психологии проблема диагностики моторных способностей наиболее интенсивно разрабатывалась в 20 - 30 - е гг психотехниками Для проверки психомоторики испытуемым предлагалось в быстром темпе завязывать узлы, нанизывать бусы, обводить обеими руками сложные фигуры, изображенные на листе бумаги, проставлять карандашом черточки в специальных бланках, разлинованных определенным образом, и т д В настоящее время разработка тестов вновь вызывает интерес многих исследователей в связи с задачами отбора в определенные профессии, а также для отбора спортсменов. Можно назвать работы Н А Розе, Е П Ильина и др Методы диагностики другой группы способностей - сенсорных "выросли" из экспериментальных исследований восприятия, которые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Одной из областей применения сенсорных тестов является клиническое тестирование, направленное на выявление дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций Однако наибольшее распространение эти методы получили при проведении психологического отбора на профессии в промышленности и военном ведомстве Хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизированные методы созданы главным образом для изучения особенностей слуха и зрения. Изучается, например, зависимость эффективности и качества деятельности от уровня развития сенсорных способностей, данные об их развитии привлекаются к анализу причин травматизма, несчастных случаев и т. д.

Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются в зависимости от того, какие характеристики восприятия они измеряют. Наиболее важные визуальные способности - острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличение Для измерения остроты зрения используется таблица Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине Более "строгий" тест, в котором обеспечивается соблюдение стандартных условий проведения тестирования (уровень освещения, направление взора и др ), называется методом Орто - Рейтера Аналогичными двум вышеприведенным являются Тест проверки зрения, Тест зрительного восприятия Для измерения способностей слухового восприятия используются методы диагностики остроты слуха (или измерение абсолютных порогов), выделения сигналов из шумового фона, а также тесты на различение громкости, высоты, тембра звуков. В качестве раздражителей используются не только чистый звук, но и разнообразные шумы, человеческий голос, произносящий цифры, слова, смысловые куски текста и т д Одним из самых популярных тестов является тест музыкальной одаренности Сишора, используемый не только для обследования музыкантов, но и для профотбора на профессии, в которых хороший слух входит в состав комплекса профессионально важных качеств. Тест состоит из серии заданий на изучение восприятия силы звука, интенсивности, тембра Обратимся к рассмотрению диагностики технических способностей Считается, что это те способности, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные. Показано, что наряду с некоторой общей способностью, которая может рассматриваться как общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание. Под пространственными представлениями имеют в виду способность оперировать зрительными образами, например, при восприятии геометрических фигур Техническое понимание - это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг другом, узнавать одинаковые и находить разные. В соответствии с таким разделением на два фактора создаются и типы тестов Самые первые создатели тестов технических способностей требовали от испытуемых умения собирать технические приспособления из отдельных деталей. В настоящее время большинство таких тестов созданы в виде бланковых методик

Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru