Критериальная валидность

   Ни одна статистическая процедура не в состоянии полностью отразить многообразие индивидуальных оценок. Поэтому при разработке психодиагностических методик используют приемы не только опирающиеся на статистическую обработку, но и прорабатывают задания качественно, критериально, по их смыслу.

Существует несколько видов валидности, обусловленных "внутренними" особенностями диагностических методик и диагностируемых черт, а также временным статусом внешнего критерия. В научной литературе (Анастази, Бурлачук, Морозов, Гуревич и др.) обычно выделяются следующие виды такой валидности.

Валидность "по содержанию"

   Чаще всего эту валидность используют при разработке тестов достижений. С помощью данных тестов оценивают степень освоения обучающимися учебного материала. Однако в такие тесты включаются задания не по всему объему пройденного материала, а лишь по некоторой части (например 3-4 вопроса). В какой степени можно быть уверенным в том, что правильные ответы на эти немногие вопросы свидетельствуют об усвоении всего материала?

Для этого проводится анализ внутренних особенностей пройденного материала, выделяются наиболее ключевые моменты, отбираются наиболее "говорящие" задания. Все это обычно происходит при активном участии учителей или преподавателей по данному материалу.

Валидность "по содержанию" должна исследоваться при разработке практически любых критериально-ориентированных тестов.

Иногда эту валидность называют еще логической (из-за того, что изучается внутренняя логика тестового материала). Можно еще сказать, что этот вид валидности опирается в основном на внутренние критерии самого материала.

Валидность "по одновременности"

   Данный вид валидности следует отличать от "предсказывающей" и "ретроспективной" валидности (см. ниже). Собираются внешние, надежные данные, относящиеся к настоящему времени успеваемости (в период испытания методики). Задача - определить, насколько методика отражает нынешнее положение вещей.

"Предсказывающая" валидность

   Здесь используется достаточно надежный внешний критерий, однако информация по нему собирается некоторое время спустя после пробного испытания методики. К примеру, внешним критерием может быть выраженная в каких-либо оценках способность человека к тому виду деятельности, для которой он отбирался по результатам диагностических испытаний.

Этот вид валидности очень информативен для выявления потенциала (в том числе скрытого) человека. У разных людей разные кривые обучения. Кто-то сначала быстро схватывает, а потом "тупит". Кто-то наоборот. Во многом это зависит не только от личностных особенностей, но и от характера изучаемого материала. Если изучение материала начинается с запоминания большого количества материала, то преимуществом здесь обладают люди с хорошо развитой памятью (вербальной, образной или обеими). Если затем изучение переходит в предметные действия, то преимуществом будут обладать люди с хорошо развитой моторикой или наглядно-действенным мышлением.

Несмотря на очевидную полезность, этот прием применять на практике довольно трудно. Очевидно, что в большинстве случаев точность прогноза находится в обратной зависимости от времени, заданного для такого прогнозирования. И довольно сложно (а часто и невозможно) развести брак методики и естественные хаотические воздействия.

Другое название валидности - "прогностическая".

"Ретроспективная" валидность

   Здесь используются критерии, отражающие события или состояния качества в прошлом. Также используется для распознания предсказательных возможностей методики. В данном случае сравниваются прошлые (например месяц назад) оценки успеваемости (или иные характеристики) с настоящими диагностическими показателями.

Литература

Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

 


См. также

Валидность

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru