... Установление "психологического пункта развода" и тестовые группы Поскольку, точнее говоря, тестовые обследования в состоянии дать информацию лиш...

2. Установление "психологического пункта развода" и тестовые группы Поскольку, точнее говоря, тестовые обследования в состоянии дать информацию лишь о психическом состоянии ребенка в момент теста, то для оценки результатов в отношении развода очень важно установить четкий период между разводом и моментом теста. По той причине, что консультация обращалась к родителям, которые были уже разведены или находились непосредственно перед (запланированным) разводом, мы предприняли следующее разделение обследуемых персон: Тестовая группа 1 состояла из детей, родители которых к моменту теста находились перед разводом (фаза 1).

Тестовая группа 2 состояла из детей, находившихся в "фазе развода" (фаза 2). Тестовая группа 3 состояла из детей, которые имели развод настолько давно, что уже могли обрести свое первое, внешнее равновесие (фаза 3). Какое обстоятельство мы должны дефинировать в качестве "развода" ? Суд или разъезд родителей? На основе нашего опыта в первой фазе обследования (май - июнь 1987 г. ) и окончательных раздумий мы дефинировали момент развода (итак, границу между фазой 1 и фазой 2) как тот момент, когда дети узнают от родителей, что мама и папа не будут больше жить вместе. О юридическом акте развода нет и речи, поскольку он, являясь внешним событием, не имеет непосредственного психологического значения, И фактический разъезд показался нам непригодным. Поскольку во многих случаях разлука состоялась уже задолго до того или происходила не единожды, но каждый раз все возвращалось к прежнему. В других случаях разъезда следовало еще ждать, хотя родители были уже разведены и дети знали об этом. Мы думаем, что решающим критерием, который отличает простой разъезд от развода в психологическом смысле, является официальная окончательность. Даже тогда, когда дети не хотят в это верить и надеются на воссоединение семьи, информация об окончательном разводе родителей создает новую реальность и кажется нам единственным психологически обобщенным знаком развода (ср. также гл. 1. 1).

Итак, соответственно этому такие дети, родители которых разведены, но они верят, что папа только уехал, рассматриваются как "предразводные дети" и причисляются к фазе 1. Они относятся к подгруппе 1 "родители уже разведены". Дети, которые проинформированы, но развод и разъезд еще не состоялись, причисляются, наоборот, к группе 2 (подгруппа "родители еще не развелись"). В общем определять переход детей из фазы 2 в фазу 3 казалось нам нецелесообразным. Как "первое равновесие" мы хотим отметить то время, когда ребенок реализирует новую ситуацию как таковую и "приспосабливается" к новым обстоятельствам. Но это, по сути дела, только изменения внешних феноменов, таких, как отступление или исчезновение реакций развода, стабилизация оставшихся симптомов, или же изменения, которые можно опознать как новый "стиль жизни", "личность", "образец отношений" и т. д. По опыту, момент этот находится между ирритацией и стабилизацией в промежутке от шести месяцев до двух лет после развода. Как законченную рассматриваем мы фазу развода () тогда, когда новые значительные события создают для ребенка новые условия, например, такое событие, как новый брак матери.

Гельмут Фигдор ДЕТИ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ: МЕЖДУ ТРАВМОЙ И НАДЕЖДОЙ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. М., 1995.

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru