Гельмут Фигдор ДЕТИ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ: МЕЖДУ ТРАВМОЙ И НАДЕЖДОЙ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ >> ДОПОЛНЕНИЕ: К МЕТОДУ ИССЛЕДОВАНИЯ Поскольку для получения необходимой информации (ср.

ДОПОЛНЕНИЕ: К МЕТОДУ ИССЛЕДОВАНИЯ Поскольку для получения необходимой информации (ср. Введение) по многим причинам невозможно было прибегнуть к традиционным психоаналитическим методам исследования - терапевтическим часам (сеттингам), - то мы, во - первых, вынуждены были развить альтернативу, которая соответствовала бы психоаналитическим требованиям, т. е. была бы в состоянии осветить внутрипсихическую, в особенности подсознательную душевную динамику упомянутых детей и их родителей. Во - вторых, развить хорошо обоснованные тезисы о взаимосвязи между душевными процессами и - с позиции заинтересованных индивидуумов - внешними вариациями ситуации. Было решено провести исследование при помощи широкого выбора проективных тестов и прибегнуть к глубокому психоаналитическому интервьюированию родителей. Это намерение тем не менее незамедлительно привело нас к некоторым серьезным теоретическим сложностям. Нестатистическая оценка проективных тестов едва ли может быть подвергнута стандартизации и по поводу психодинамики она позволяет извлечь лишь гипотезы. В отличие от психоаналитической терапии интерпретации исследователя (толкования терапевта) все же не могут быть проверены и верифицированы на реакциях анализируемых персон или на дальнейшем развитии "материала". Наш интерес относился в первую очередь не к психической ситуации ребенка в момент обследования, а к протеканию развития за определенный период: от ситуации перед разводом через переживания развода до долгосрочного воздействия на структуру личности. Вскоре мы убедились, что эта проблема по - настоящему неразрешима и путем панели (катамнезов по прошествии от одного до двух лет). Поскольку, с одной стороны, только немногие родители прибегают к советам психологов до полного завершения развода и, с другой стороны, в этом случае были бы необходимы не всего лишь два, а несколько "точечных" обследований для того, чтобы составить представление о душевной динамике и о ее последствиях на отдельных этапах развода. Не говоря уже о технических проблемах, интервенции стали бы, таким образом, не - изолируемой дополнительной переменной. В связи с этими трудностями еще большее значение приобретали беседы с родителями. Отсюда вытекала новая проблема - получение из проведенных бесед как можно большего количества сравнимых данных - чего требует определенное структурирование, - и, с другой стороны, следовало установить доверительный контакт в целях развития как минимум таких отношений перенесения, при которых исследователь нашел бы дорогу к личным и подсознательным стремлениям и характеру переживаний родителей, которые в большой степени соопределяют объектоотношения ребенка и вместе с этим его переживания развода. Следующий обзор информирует о разрешении данной проблемы и о зависящем от этого нашем методическом процессе.

Гельмут Фигдор ДЕТИ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ: МЕЖДУ ТРАВМОЙ И НАДЕЖДОЙ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. М., 1995.

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru