Форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, то есть как особоемыслительное действие.Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания П. со способом его конструирования идеализации (абстракции и обобщения). Через П. происходит реализация содержательного обобщения, совершается переход от сущности к явлению. Оно фиксирует в себе условия и средства такого перехода и выведения частного из всеобщего.
Общезначимая словесная форма, благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и всеобщности. Суждение складывается у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности,которая выполняет планируемую и регулирующую роль в совокупном процессе труда.