Гилфорд, Джой Пол

Гилфорд, Джой Пол - (1897-1976) - американский психолог, разработчик модели творческой личности. Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, пользуясь психологическими тестами и факторным анализом, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской системе образования, науке и промышленности.

В результате двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению "кубической модели структуры интеллекта", в которой было представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал,символический, семантический и поведенческий), результаты (элементы, классы,отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями.

В 1950-х гг. им был разработан тест "Обзор темпераментов", позволяющий диагностировать общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность.

Гилфорд разработал "Тест университета штата Юж.Калифорния", в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность.

По Гилфорду креативность входит в структуру интеллекта, включая при этом в себя четыре основные характеристики: продуктивность (беглость), гибкость, оригинальность и разработку (внедрение идеи).

Тесты креативности, разработанные Гилфордом с коллегами (1976), нашли широкое применение в практике диагностики дивергентной продуктивности и одаренности. Данные тесты состоят из десяти заданий, содержащих задачи на вербальное (семантическое) и образное дивергентное мышление и предъявляются детям начиная с четырехлетнего возраста.

Разработанная под руководством Гилфорда модель стала эвристическим инструментом для улучшения интеллектуальных способностей посредством упражнений. Два раздела в ней были отведены под креативные способности, остальные были посвящены решению задач. По мысли Гилфорда эта модель была необходимой базовой конструкцией для развития операционно-информационной психологии.

 


См. также

Список психологов Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru