В результате двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению "кубической модели структуры интеллекта", в которой было представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал,символический, семантический и поведенческий), результаты (элементы, классы,отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями.
В 1950-х гг. им был разработан тест "Обзор темпераментов", позволяющий диагностировать общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность.
Гилфорд разработал "Тест университета штата Юж.Калифорния", в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность.
По Гилфорду креативность входит в структуру интеллекта, включая при этом в себя четыре основные характеристики: продуктивность (беглость), гибкость, оригинальность и разработку (внедрение идеи).
Тесты креативности, разработанные Гилфордом с коллегами (1976), нашли широкое применение в практике диагностики дивергентной продуктивности и одаренности. Данные тесты состоят из десяти заданий, содержащих задачи на вербальное (семантическое) и образное дивергентное мышление и предъявляются детям начиная с четырехлетнего возраста.
Разработанная под руководством Гилфорда модель стала эвристическим инструментом для улучшения интеллектуальных способностей посредством упражнений. Два раздела в ней были отведены под креативные способности, остальные были посвящены решению задач. По мысли Гилфорда эта модель была необходимой базовой конструкцией для развития операционно-информационной психологии.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я