Особой формой общения было обращение детей к взрослому. Оно первоначально возникало как обращение ребенка к взрослому по поводу его включения в работу группы. В дальнейшем к взрослому обращалась вся группа детей. И это обращение принципиально отличалось от обращения одного из участников. Постановка проблемы как проблемы всей группы свидетельствует о контроле и оценке детьми индивидуальных операций относительно совместного действия. Надо отметить, что с появлением контроля и оценки менялось и поведение взрослого. Он уже мог включаться в работу группы, только если дети обращались к нему, прося об участии в совместном действии или задавая ему вопросы. При этом к взрослому обычно обращался от имени группы один участник, но он выражал проблему всей группы (<Посмотрите, у нас вот что вышло>, <Здесь схема на самом деле так строится?> и т. п.). Группа, таким образом, указывала взрослому не только на проблему, но и на возможный способ ее разрешения. Иными словами, при обращении к взрослому дети искали подтверждения правильности способа совместного действия.
Поиски принципа решения задачи неотделимы от совместного обсуждения участниками способов совместного действия. И если в начале такого обсуждения дети анализировали отдельные операции, то по мере решения заданий они начинали анализировать способ построения совместного действия. Подобное обсуждение включало также выполнение детьми поисковых действий. При этом ребенок в одних случаях безлично демонстрировал возможный вариант своего действия (<Давайте попробуем сначала... так>), а в других случаях обращался непосредственно к своему напарнику, предлагая определенный способ осуществления совместного действия.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я