Если исключить методы диагностики функционального состояния путем снятия психофизиологических показателей, то пожалуй самой распространенной группой методов окажутся опросники, направленные на самооценку своего ПС испытуемым.
Одной из самых распространенных методик диагностики
ПС в отечественной психологии является САН [52], направленный на
диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный по
принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся
ПС (по 10 на каждую шкалу).
Распространенным также является методика,
разработанная Ч.Д. Спилбергером (см. его статью в [158]) и
адаптированная Ю.Л. Ханиным, на диагностику личностной тревожности и
реактивной. Последняя выступает в качестве ПС.
Среди наиболее известных опросников на диагностику
ПС можно еще указать "Опросник нервно-психического
напряжения" Т.А. Немчина [114], содержащий 30 высказываний и
одну шкалу.
Можно также указать на два опросника, предложенных
А.О. Прохоровым [130]: "Опросник психических состояний
школьника" и "Опросник психических состояний
учителя". Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78
названий конкретных состояний, таких как "азарт",
"гнев", "ненависть", "досада",
"чуткость" и т.п. Испытуемому необходимо обозначить
степень выраженности каждого ПС.
Интерес представляют три опросника, предложенные
В.И. Чирковым [184]: ФПС-1Л (шкала Ликерта; 4 параметра:
"мотивация", "настроение", "оценка
успеха" и "уровень бодрствования"), ФСП-2Л и ФСП-2Т
(соответственно - шкалы Ликерта и Тэрстоуна; 5 параметров:
"настроение", "оценка вероятности успеха",
"мотивация", "уровень бодрствования" и
"отношение к работе").
Существует и ряд прикладных (по отношению к разным
профессиям) опросников ПС. В качестве примера можно указать сборник
[158], в котором опубликован ряд опросников, касающихся уровня
стресса и тревожности спортсменов.
К методам, не относящимся к опросникам можно
отнести диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи
[115], автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на
основании предпочтения цвета или формы в структуре психического
образа [99], методику экспертного визуального определения
эмоционального состояния по мимике лица [64] и др.
К опросникам можно отнести еще и методику Семикина
В.В. "Рефлексия", позволяющую оценивать также параметры
как функциональный комфорт, операциональная напряженность,
эмоциональная напряженность, начальная стадия утомления, состояние
выраженного утомления [49].
Пример использования классификации ПС для
К проективным методикам относится
"Физиологический тест Кунина", позволяющий оценивать общую
удовлетворенность работой [207].
Использование цветового теста Люшера тоже относится
к проективным методикам, и в последнее время он довольно широко
используется для диагностики ПС. Базируясь на концепции М. Люшера
[97] о значениях основных четырех цветов, Н.А. Аминов предлагает
диагностировать структуру текущих доминирующих мотиваций в ПС:
предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации
(доброжелательность-враждебность), предпочтение зеленого - мотив
самоутверждения (доминирование-подчинение), предпочтение красного -
поиск ощущений (возбуждение-скука), желтого - мотив конструктивного
самовыражения (реактивность-заторможенность) [7]. К. Шипош [191]
предложил так называемый коэффициент вегетации:
Кв = 18-Кр-Ж
18-С-З
где Кв - коэффициент вегетации, Кр - номер позиции
красного цвета (нумерация начинается с наиболее предпочтительного
цвета), Ж - позиция желтого, С - синего, З - зеленого. Значения Кв
> 1 трактуются как эрготропное доминирование (преобладание
возбуждения симпатической нервной системы), Кв