Патология воли

   Патология воли обычно проявляется в нарушении одного из компонентов волевого акта: импульсов к действию, опосредующих волевой акт мыслительных операций, плана волевого акта и т.д.

Нарушения интенсивности импульсов

   У любого человека имеется некоторый индивидуальный (характерный для обычного состояния) нейротонус, обусловленный зарядкой его подкорки, или, точнее, динамическим соотношением коры и подкорки. С этим соотношением связана активность коры, отражающаяся на волевых качествах личности. Нормальный волевой акт предполагает некоторую оптимальную - не слишком слабую и не слишком сильную - импульсивность. Если интенсивность импульсов оказывается ниже определенного уровня, как это имеет место при патологическом состоянии абулии, нормальный волевой акт невозможен.

Нарушение импульсов к действию проявляется не только в пониженной импульсивности, но и повышенной. В данном случае проявившиеся желания находят слишком стремительную разрядку в действии. Подобное происходит, например, в состоянии аффекта, когда сознательный учет последствий и взвешивание мотивов становятся неосуществимыми - действие теряет характер сознательного, избирательного, волевого акта.

Аффект это психическое состояние, которое может наблюдаться при определенном стечении обстоятельств у любого человека. В стойкой, патологической форме повышенная импульсивность наблюдается тогда, когда патологические изменения в деятельности коры нарушают ее контролирующие функции и приводят как бы к обнажению низших подкорковых центров. Действие непроизвольно, без сознательного регулирования вырывается у субъекта. При этом в большинстве таких действий легко угадываются инстинктивные, врожденные схемы поведения, данные нам природой.

Нарушения интенсивности импульсов наблюдаются нет только при стойком понижении или повышении активности подкорки, но и в результате резких изменений динамики коры, что обусловлено повышенной истощаемостью самой коры или патологическими изменениями в подкорке. В таких случаях тоже говорят об абулии.

Нарушения праксиса

   В волевом акте большое значение имеют опосредующие его мыслительные операции. Это обстоятельство наиболее очевидно в случае так называемых апраксических расстройств. Апраксия - расстройство действия, которое не обусловлено ни двигательным поражением членов, ни расстройством восприятия. Апраксия является центрально обусловленным поражением сложного волевого действия.

Во многих исследованиях (Г. Хэда, А. Гельба, К. Гольдштейна и др.) показано, что расстройство сложного волевого действия очень тесно связано с расстройством речи и мышления. В таких случаях действие становится упрощенным, как бы опускается на более низкий уровень. В нормальном состоянии волевой акт усложняется за счет включения в него понятийного мышления, абстрактных формулировок, отвлеченных целей и планов. Волевой акт опирается и наглядное мышление, и на абстрактное. Благодаря этому человек, например, становится способным поставить довольно замысловатые цели: "Изучить английский язык в объеме достаточном для чтения специальной литературы", "Определить направления эффективной рекламной кампании в условиях кризиса" и т.п. Даже самые отдаленные цели непосредственно влияют на конкретный волевой акт. Поэтому любое расстройство абстрактно-логического мышления негативно сказывается на волевых актах, упрощая их.

Упрощенный волевой акт опирается в основном на наглядное мышление, он оказывается как бы прикованным к непосредственно наличной ситуации. С. Л. Рубинштейн приводит случай, когда один больной мог высунуть язык, чтобы смочить губы, когда они у него пересыхали, но не в состоянии был произвести то же действие по предложению врача без такого непосредственного стимула. Другой больной во время еды пользовался ложкой и стаканом так же, как нормальный человек, но он оказывался совершенно не в состоянии совершать с ними какие-либо целесообразные действия вне привычной конкретной ситуации. Третий больной не мог по предложению врача закрыть глаза, но когда ему предлагали лечь спать, он ложился, и глаза его закрывались.

Такого рода факты свидетельствуют о том, что нарушение у человека способности к опосредованному мышлению в понятиях и к абстрактным словесным формулировкам связано с переходом всего его поведения на более низкий уровень непроизвольных реакций, вызываемых внешними импульсами. Такое поведение по ситуации характерно для всего живого мира.

При афазии, когда нарушаются различные особенности речи, наблюдается неспособность понять словесную инструкцию. Также очень значительные затруднения могут вызвать задачи, в которых допускается изрядная свобода воли (задачу можно решить принципиально разными способами, в разной последовательности). Это объясняется неспособностью больного выстраивать логические цепочки.

В случаях, когда решение не предопределено целиком конкретными условиями (оно не обладает достаточной наглядностью), волевое действие должно основываться на абстрактных теоретических основаниях. Поэтому при патологической форме афазии нарушена не только способность мышления в понятиях и теоретических словесных формулировках, но и волевая деятельность.

Воля и внушаемость

   Волевое действие невозможно без того, чтобы человек смог подняться над наглядной данностью ситуации, непосредственным переживанием - к предметному познанию мира, из которого он себя выделяет и которому себя противопоставляет. Воля обозначает опосредованную форму деятельности, а интеллектуальное развитие входит одним из компонентов в тот процесс развития, который ведет от импульсивных, инстинктивных действий к волевым.

Источник многих действий человека социален, то есть непосредственно или опосредовано определяется другими людьми. Один человек непосредственно (убеждением, доказательством, внушением) может побудить другого человека к действию. Но влияние может быть опосредовано некоторыми установками, идеями, принципами, идеалами, задачами и т.д. И здесь тоже прослеживается важное значение объективного содержания общения, задействования абстрактно-логического мышления.

Для нормального волевого акта существенно то, что, учитывая исходящее от других воздействие, человек взвешивает содержание, существо предполагаемого решения. Можно даже утверждать, что за любым нормальным волевым актом, сопровождающимся воздействием других людей, стоит изменение картины мира человека. До наступления воздействия человек не собирался производить волевой акт. После воздействия - после даже незначительного изменения картины мира - человек понял, осознал необходимость этого акта.

При внушении же воздействие, идущее от другого лица, определяет решение независимо от того, что оно означает по существу. Иначе говоря, происходит автоматический перенос решения с одного лица на другое, устраняющий элементы подлинного волевого акта - принятия решения на основании взвешиваемых мотивов, коррекции картины мира.

Патологически повышенная внушаемость отличает истерических субъектов. При измененном балансе тонуса между корой и подкоркой в сторону подкорки происходит повышение роли эмоций и инстинктивных схем поведения и понижение роли разумного и сознательного.

Многих людей можно ввести в состояние гипноза - "внушенный сон", состояние максимальной внушаемости. Это состояние похоже на сон, но при гипнозе сохраняется островок бодрствующего сознания, общая заторможенность коры не распространяется на ограниченный ее участок. Через этот "бодрствующий участок" гипнотизер - и только он, человек, который ввел в состояние гипноза - сообщается с загипнотизированным. Между гипнотизером и испытуемым (пациентом) устанавливается так называемый раппорт (связь, сообщение).

В состоянии глубокого гипноза человек полностью теряет способность к критике. В таком состоянии "полусознания" человек понимает то, что ему говорят, но не способен проверить на истинность слова гипнотизера. При общей заторможенности коры и суженности сознания идея, которая вводится гипнотизером в сознание загипнотизированного, не встречает конкуренции со стороны других идей. Эта идея не подвергается сопоставлению, взвешиванию. Поэтому в силу монопольного положения более или менее автоматически переходит в действие.

Гипнотизер однако не имеет полного контроля над действиями человека. И в гипнотическом сне человеку не удается обычно внушить действия, коренным образом расходящиеся с его сокровенными желаниями и основными установками. Довольно длительное время гипноз пробовали в качестве инструмента для "совершенствования" человека. Действительно, гипноз может помочь, например, шахматисту играть более уверенно и на более высоком уровне. Однако это действие носит временный характер. При этом имеются долговременные негативные последствия - человек, прошедший через гипноз, становится более внушаемым от сеанса к сеансу и, соответственно, безвольным.

С внушаемостью тесно связан и негативизм - склонность человека действовать наоборот. Хотя внешне негативизм является "внушаемостью наоборот", но на самом деле это явление того же порядка. Явления негативизма наблюдаются, так же как внушение, у истерических субъектов.

Негативизм проявляется в немотивированном волевом противодействии всему тому, что исходит от окружающих людей. За негативизмом скрывается не сила, а слабость воли, когда субъект не в состоянии сохранить по отношению к желаниям окружающих достаточной внутренней свободы, чтобы взвесить их по существу и на этом основании принять их или отвергнуть. Как при внушаемости субъект принимает, так при негативизме он отвергает, безотносительно к объективному содержанию, обосновывающему решение. Негативистами, как и внушаемыми людьми, легко манипулировать: надо лишь побуждать действовать от противного.

Внушаемость и негативизм роднит еще и некоторая лабильность, зависимость от ситуации, от людей, с которыми общаются. В одних случаях внушаемость и негативизм почти не проявляются (или даже могут менять знак на обратный), в других случаях происходит обострение. Известно, что многие дети и особенно подростки часто в отношениях с родителями "исповедуют" негативизм. Даже весьма дельные и полезные советы они склонны игнорировать. В других ситуациях, с другими людьми они ведут себя совершенно естественно и нормально. Во многом эта особенность объясняется непростыми отношениями в семье. Также имеет место быть и инстинкт эмансипации (стремление к отделению, самостоятельности), активизирующийся в подростковом возрасте.

В целом характер общения с окружающими людьми имеет большое значение для развития волевых способностей. Пребывание в эмоциональной среде склоняет человека к большей внушаемости и/или негативизму. Пребывание в рациональной среде развивает разум и сознание, волевые качества.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Воля

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru