Сказка и первобытное мышление

В первобытном мышлении человека был минимум абстракций. Оно манифестируется в действиях, в формах социальной организации, в фольклоре, в языке. В основе некоторых мотивов сказок лежит иное понимание пространства, времени и множества, чем то, к которому привыкли мы. Отсюда и необъяснимость сказочного мотива для современного человека. Поэтому учёные-фольклористы для объяснения генезиса сказки изучают особенности, формы первобытного мышления. Существует очень много взглядов на мышление первобытного человека со стороны разных наук и научных школ.
Миф несомненно имеет свою семантику. Но абсолютной, раз навсегда данной семантики не существует. Семантика может быть только исторической семантикой. При таком положении перед нами возникает большая опасность. Легко принять мыслительную действительность за бытовую и наоборот. Так, например, если баба - яга грозит съесть героя, то это отнюдь не означает, что здесь мы непременно имеем остаток каннибализма. Образ яги - людоедки мог возникнуть и иначе, как отражение каких - то мыслительных (и в этом смысле тоже исторических), а не реально - бытовых образов.

Литература

В.Я.Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки.

 


См. также

Первобытное мышление

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru