Техника сведения проблем к внутриличностным

   Межличностные проблемы клиента, неудачи на профессиональном поприще им самим часто рассматриваются как результат, проявление внешних обстоятельств. Ссоры могут восприниматься как следствие интриг. Провалы - как происки конкурентов. Тем самым клиент складывает с себя ответственность за собственные неудачи. Он проявляет излишнюю жизненную пассивность, ожидая, что придет некто и решит за него все проблемы.

Если психологу-консультанту становится очевидным, что на самом деле проблемы клиента в основном связаны с этой пассивностью, то он может попробовать технику сведения проблем к внутриличностным. Основная задача здесь как раз состоит в том, чтобы убедить в значимости собственных мыслей, идей, поступков клиента.

Хорошим началом будет вызвать тем или иным способом воспоминания клиента, в которых он собственными мыслями, идеями, поступками коренным образом изменил свою жизнь. Это могут быть и позитивные воспоминания, и негативные. Затем психолог плавно переходит к актуальным проблемам и показывает клиенту, что и в этих ситуациях его мысли, идеи и поступки тоже много значат.

Литература

Макаров В. В. Лекции по психотерапии. М., 1999.

 


См. также

Техники консультирования

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru