Структура волевого действия

   Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием. Не всякое, однако, стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их стремления разделяются на:

- влечения,

- желания.

Желание осознанно. Влечение смутно, неясно. Влечение характеризуется тем, что человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает, или же категорически отрицает саму возможность поддаться этому стремлению (в этом случае влечение можно охарактеризовать как подавленное желание, например в случае, если курильщик недавно бросил курить).

Влечение часто переживается как специфическое тягостное состояние, сопровождающееся чувством тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности или подавленности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность без превращения в желание. Исключение составляют разве что разного рода состояния суженного сознания, например алкогольное опьянение.

Влечение часто рассматривают как переходное, временное состояние. Представленная в нем потребность обычно либо угасает со временем, либо осознается, признается и превращается тем самым в конкретное желание.

Далеко не всякое желание приводит к целенаправленному действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем уже в цель деятельности, оно критически оценивается человеком:

- "фильтруется" через систему ценностей человека,

- получает определенную эмоциональную окраску,

- несколько трансформируется, корректируется, если надо (например меняется объект желания),

- сравнивается с другими желаниями.

У человека одновременно может быть много желаний, сходные желания усиливают друг друга, противоречивые - подавляют друг друга. Поэтому самый надежный способ стать неуверенным человеком - обрести слишком много желаний. Для реализации каждого желания нужны ресурсы (время, деньги, здоровье и др.), а поскольку один и тот же ресурс может быть потрачен на реализацию разных желаний, то это является постоянным основанием для внутренних конфликтов.

Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Со временем желание как бы "разворачивается", детализируяся оно превращается в конкретную цель. Цель в данном случае - это конечное состояние, которое для человека было бы удовлетворительным. Это состояние можно описать в объективных категориях, довольно конкретно. Если школьник стремится к тому, чтобы быть самым умным в классе или к тому, чтобы учиться как можно лучше, то это скорее задача, нежели цель, потому что не совсем понятно конечное состояние, к которому стремится этот школьник. Если же он стремится к тому, чтобы по всем предметам за год иметь одни пятерки, то это цель, потому что конечное желаемое состояние четко и конкретно.

При формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может и должно быть вызвано ею.

Между желанием и целью есть еще один конструкт, который называется мотивом. Здесь важно понимать следующее. Вопреки тому, что часто говорится в обиходной речи: "У меня появилось желание... У меня пропало желание... Теперь у меня новое желание", удовлетворенные желания не исчезают совсем в психике человека, они временно притормаживаются. Если человек наелся, у него пропал аппетит, и новая порция еды может быть уже не только нежеланной, но даже неприятной. Но это совсем не значит, что у него совсем пропало стремление к еде. Стремление к еде осталось, и желание тоже осталось, просто оно оказалось приторможенным. В следующий раз, когда человек объективно проголодается, у него не появляется новое желание, просто растормаживается старое.

Мотив как раз и отличается от желания тем, что каждый раз он новый. При этом мотив является как бы проектом цели, а точнее проектом, который может войти в цель деятельности. Дело в том, что цель может включать в себя несколько мотивов.

Рассмотрим пример. У какого-то человека есть два активных желания. Одно желание - поесть, другое - пообщаться с кем-нибудь (например необходимо срочно посоветоваться в деликатной проблеме). Постепенно формируется два мотива: один - сходить в ближайшее кафе, другой - договориться о встрече с таким-то другом. Эти два мотива и сплавляются в одну цель - пообедать вместе с другом.

Как уже говорилось, просто сами по себе желания могут конфликтовать друг с другом (например желание поесть постоянно конфликтует с желанием похудеть). Но наиболее яростная борьба происходит не между желаниями, сколько между мотивами. Когда желание трансформируется, раскрывается в конкретный план, то есть превращаясь в мотив, тут же становится очевидным, что этот мотив противоречит многим другим. Мотив "пообедать в кафе" противоречит мотиву "закончить работу" или общему желанию "экономить деньги". Мотив "надо закончить работу" противоречит мотиву "надо отдохнуть, иначе развалюсь". И так далее.

Этап, который характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, получил свое название - борьба мотивов. Борьба мотивов включает в себя:

- сравнение мотивов по важности (то есть по желаниям, которые стоят за мотивами),

- сравнение мотивов по трате ресурсов,

- рассмотрение разных комбинаций (объединение мотивов в одну цель, подавление того или иного мотива).

Борьба мотивов это не какое-то болезненное состояние, хотя, конечно, она может вылиться в серьезный внутренний конфликт. Борьба мотивов это - наоборот - необходимый этап в принятии решения, завершающийся выбором цели и ориентировочного способа достижения этой цели.

Структура волевого действия весьма сложна. Сложности ей добавляет и то, что практическая реализация действия не обязательно наступает сразу после постановки цели. Цель может быть отложенной во времени: "Сегодня я уйду с работы ровно в шесть часов", "Когда встречу Ивана Ивановича, я должен уговорить его сразу начать работать над новым проектом". Вот и получается, что имеется еще один этап (совсем коротки, но важный) в волевом действии - переход к действию.

Сложность заключается еще и в том, что человек иногда ставит перед собой долговременные, стратегические цели. И эти стратегические цели (например "Похудеть до 60 кг" или "Изучить английский язык") распадаются на другие цели, каждая из которых тоже может разложиться на несколько других целей. В таком случае возникновение целей второго-третьего порядка происходит под влиянием не столько желаний, сколько цели верхнего порядка.

После перехода к действию наступает исполнительный этап, то есть непосредственное движение к цели. Уже на этапе борьбы мотивов, окончательном формировании цели происходит ориентировочная прикидка того, какие ресурсы уйдут на достижение цели, как наиболее эффективно достичь эту цель. Однако, как известно, жизнь вносит свои коррективы. Поэтому по мере движения к цели какие-то способы теряют свою актуальность, какие-то наоборот оказываются более реалистичными и эффективными. Поэтому любой исполнительский этап включает в себя и волевые действия (трату ресурсов), и постоянную корректировку.

Заканчивается волевое действие оценкой полученного результата. В норме оценка полученного результата должна привести к удовлетворению потребности, желания, которые стояли в самом начале. Следует учесть, что далеко не всякая оценка результата доступна сразу, по окончании волевых действий. Бывает, что необходимо ожидать этот результат довольно долго.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Воля

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru