Методология экспериментальных исследований личности

   Вся методология экспериментальных исследований личности основывается на трех основных способах сбора информации о личности:

- получение L-данных,

- получение Q-данных,

- получение T-данных.

L-данные

   L-данные получаются с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Название происходит от английского "life record data". Получение L-данных строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков или достижений личности. Объект наблюдения может принимать как пассивное, так и активное участие в сборе таких данных о себе. Принимая активное участие, он может сам формировать свое так называемое "портфолио". Однако, следует признать это, к содержанию портфолио следует относиться с изрядной степенью критичности, потому что в большинстве случаев объекты наблюдения склонны использовать любые возможности для того, чтобы оставить о себе более благоприятное впечатление.

Часто L-данные используются в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных с помощью другого метода.

Общие недостатки методов получения L-данных:

- часто получение достоверных L-данных биографического характера сопряжено с рядом организационных трудностей,

- для регистрации доступны лишь полностью объективные характеристики (трудовые и образовательные успехи, семейное положение, состояние здоровья и т.п.),

- часто объективные характеристики являются следствием совокупности разных обстоятельств, максимальная объективность поэтому часто соседствует с низкой информативностью (если ребенок, например, стал хуже учиться в школе, то сам по себе этот факт больше ни о чем не говорит),

- для повышения информативности собирается максимум L-данных, в индивидуальных консультациях эти данные анализируются, комбинируются между собой, выстраиваются причинно-следственные связи; на этом этапе поэтому большое значение имеет опыт психолога, его способность разбираться объективно в проблемной ситуации.

Однако анализ L-данных на большом контингенте испытуемых (проведение научных или прикладных исследований) обычно дает много полезной "пищи для размышления", особенно если происходит в связке с анализом других данных.

Q-данные

   Q-данные (questionnaire data) получаются в результате использования опросников и других методик, построенных на основе самоотчетов. Главное достоинство методик, построенных на сборе Q-данных - максимум по соотношению польза/затраты: валидный, грамотный опросник может дать психологу столько информации, сколько он не смог бы собрать за месяц непрерывного наблюдения за испытуемым.

Однако метод сбора Q-данных тоже имеет недостатки:

- он построен на идее самоотчетов, и в силу желания испытуемого исказить результаты или просто понравиться могут быть получены недостоверные сведения,

- одни и те же вопросы испытуемыми с разным интеллектуальным и культурным уровнем могут быть поняты по-разному,

- волей-неволей свои ответы испытуемый сопоставляет с эталонным поведением (нормальным), однако одни испытуемые под нормальным поведением подразумевают общепринятое, другие испытуемые под нормальным поведением понимают такое, которое удовлетворяет морально-этическим ценностям,

- апробированная и адаптированная на одном контингенте методика, может плохо работать на другом (хотя и близком контингенте).

T-данные

   Экспериментальные (сюда относят и тестовые) данные более объективны по сравнению с Q-данными, хотя не всегда. Многие методики по сбору T-данные имеют те же недостатки, которыми обладают и методики предыдущего типа. Экспериментальные методики значительно более затратны, и далеко не все личностные особенности можно выявить в объективных экспериментах. Для сбора разных T-данных используются совершенно разные идеи, часто весьма креативные.

Исследования личности с помощью опросников

   Многие данные о личности человека можно получить в любом из методов. Некоторые можно получить лишь в виде Т-данных. Тесты интеллекта - типичный пример. Нет принципиальных препятствий тому, чтобы оценивать интеллект человека по L- или Q-данным, но по соотношению польза/затраты тесты на интеллект вне конкуренции.

Для исследования личностных особенностей человека в большинстве случаев применяют личностные опросники. Это связано и с самим современным понятием "личностные особенности", в которое все реже попадают интеллект, способности, темперамент и прочее. Современное понятие "личностные особенности" строится обычно вокруг ценностей человека, некоторых зыбких, подвижных характеристик его душевной жизни. Интеллект, способности, темперамент не могут быстро измениться. Личностные особенности - могут. Сегодня человек, например, проявляет сильный интерес к компьютерным играм, завтра он теряет к ним интерес и начинает интересоваться, скажем, общественной жизнью.

Метод личностных опросников весьма демократичен, он позволяет строить задания вокруг различных личностных моделей, конструктов разных авторов.

Результаты, получаемые с помощью личностных опросников обычно удобно шкалируются, что позволяет проводить с данными разного рода статистические и вообще математические манипуляции. С помощью шкалирования можно оценивать индивидуальную степень выраженности личностных особенностей: можно, например, сделать вывод о том, что один испытуемый обладает более выраженной такой-то личностной особенностью, чем другой.

Построение личностных опросников

   Любой личностный опросник начинает строиться с личностной модели. Данные личностные модели делятся на две категории:

- модели, основанные на выделении черт личности,

- типологический подход.

Модели первого вида предполагают существование конечного набора базисных качеств, и личностные различия определяются степенью их выраженности. При типологическом подходе исходят из постулата, что тип личности является целостным образованием, несводимым к комбинации отдельных личностных факторов.

Пример диагноза первого вида: "Эмоциональная устойчивость испытуемого выше нормы. Уровень нейротизма нормальный..." Пример диагноза второго вида: "Испытуемый относится к демонстративному типу..."

Оба подхода мирно сосуществуют в психологии. Однако стоит отметить, что типологические опросники значительно лучше проявляют себя при диагностике разного рода отклонений от нормы. Хотя люди все разные, но личностные отклонения (акцентуации характера например) обычно проходят по типовому сценарию. Можно даже утверждать с некоторой долей натяжки, что любое проявление типологического в личности уже можно рассматривать как проявление проблемы.

Опросники же, построенные на чертах личности, могут хорошо проявлять себя как при работе с "простыми" людьми, так и при работе с сильными отклонениями. Данный вид опросников универсален, более удобен для психолога-исследователя. Если опросник включает в себя несколько или много шкал, то можно строить "профили личности". В типологических опросниках основной результат - соотнесение испытуемого с тем или иным типом личности. Иногда - например в ПДО - диагноз может включать в себя комбинацию из двух типов. В MMPI - одном из самых известных типологических опросников - тоже строятся профили, однако целесообразность этого не бесспорна.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Экспериментальная психология

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru