Тренинговая процедура "Сочинение на заданную концовку"

Название. Тренинговая процедура "Сочинение на заданную концовку"

Предназначение.

Процедура предназначена для раскрепощения тренинговой группы, пробуждения рефлексии, развития умения находить в повседневном некие общие закономерности. Задание состоит в том, что следует написать небольшое сочинение, конец которого уже известен (определяется ведущим с помощью жребия).

Качества. Рефлексивность. Умение находить общее в обыденном

Содержание

Ведущий объясняет насколько важно уметь делать из жизненных ситуаций верные, точные выводы.

-- Иногда жизненная ситуация это действительно лишь стечение обстоятельств, а иногда это итог деятельности человека, его мыслей, идей, поступков, пассивности или активности, спокойствия или безрассудства и так далее. Сейчас мы не будем анализировать какие-то реальные жизненные ситуации. Не будем по той простой причине, что у всех нас уже сложились стереотипы в анализе жизненных ситуаций. У кого-то эти стереотипы сильны, у кого-то слабее. Чтобы немного преодолеть эту склонность к стереотипам мы проделаем следующее... Мы будем писать сочинение, сочинение на заданную концовку. С помощью жребия каждый (и я тоже) получим карточку. На карточке будет окончание вашего будущего сочинения. Эти отрывки взяты из произведений древних китайских философов. Вам предстоит написать начало сочинения. Объём текста не ограничен. Но давайте договоримся, что за 20 минут мы должны успеть закончить свою работу. Ну и давайте договоримся, что своё сочинение вы начнёте с описания какой-то реальной жизненной ситуации, в которую вы попадали или можете попасть. Потом переходите к анализу и обобщениям. Мы не на уроке русского языка или литературы, оценки ставить не будем, но потом, когда будем зачитывать свои сочинения, кому-то может быть, захочется дать обратную связь. Если ему будет интересно, то он скажет, что интересно. Если оригинально, то оригинально. Если остроумно, то остроумно. И так далее. Я думаю, отрицательных высказываний здесь не будет, им тут не место.

Варианты концовок

Если не привязываться прочно к миру, то и мирская грязь не пристанет к тебе. Если глубоко вникать в дела мира, то механический ум глубоко войдет в тебя. Поэтому благородный муж в своих устремлениях более всего привержен безыскусному, а в деяниях своих превыше всего ценит непосредственное.

Помыслы благородного мужа - как голубизна небес и блеск солнца: не заметить их невозможно. Талант благородного мужа - как яшма в скале и жемчужина в морской пучине: разглядеть его непросто.

Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину чист. Но тот, кто касается, а не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот возвышен вдвойне.

В жизни часто приходится слышать неугодные нам речи и заниматься делами, которые доставляют неудовольствие. Но только так мы найдем оселок, на котором отточится наша добродетель. А если слушать лишь то, что угодно слышать, и думать лишь о том, о чем приятно думать, то всю жизнь проживешь, словно одурманенный ядовитым зельем.

Когда дует свирепый ветер и льет проливной дождь, зверью и птицам неуютно. Когда ярко светит солнце и веет ласковый ветерок, деревья и травы дышат бодростью. Но надо понять: не бывает дня, чтобы в жизни природы не было согласия; не бывает дня, чтобы сердце человека не наполнялось радостью.

Ни в кислом, ни в соленом, ни в горьком, ни в сладком нет настоящего вкуса. Настоящий же вкус неощутим. Ни незаурядный ум, ни поразительный талант не есть достоинства настоящего человека. Достоинства настоящего человека неприметны.

Добротой часто можно причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай. Из неудачи нередко можно извлечь полезный урок, поэтому промахи - лучшее подспорье делу.

Среди тех, кто питается отрубями, много людей чистых, как лёд, и благородных, как яшма. Среди тех, кто носит платье, расшитое драконами, и ест из яшмовой посуды, много таких, которые готовы рабски гнуть спину и угождать другим. Тот, кто хранит чистоту помыслов, должен уметь отказываться от сладкого куска.

Если поля перед нашим взором расстилаются широко, вид их не забудется. Если добро, которое мы оставляем после себя, распространится далеко, память о нем не оскудеет.

На узкой тропе придержи шаг и дай пройти путнику, идущему навстречу. За едой возьми себе третью часть, а остальное отдай ближнему. Вот секрет того, как всегда быть счастливым в этом мире.

В круговороте мирской жизни отступить на шаг не зазорно. Отступление - залог продвижения вперед. Позволить другому взять твою долю - вот счастье. Помощью другим держится подлинная помощь себе.

Не следует слишком горячо укорять других за их недостатки. Думай о том, чему хорошему эти люди могут научиться. Воспитывая других своими добрыми делами, не следует непременно проявлять чудеса добродетели. Делай лишь то, чему и другие могут последовать.

Навозные личинки утопают в нечистотах, но, превратившись в цикад, пьют росу под осенним ветром. Гнилушка не испускает света, но, превратившись в светляка, горит под осенней луной. Нельзя не знать: чистое всегда выходит из грязи, светлое всякий раз рождается из тьмы.

Когда жизнь складывается наперекор нашим желаниям, мир вокруг нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он незаметно врачует нас. Когда мы не встречаем сопротивления, мир вокруг нас подобен наточенным топорам и острым пикам: он исподволь ранит и убивает нас.

Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трём правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей.

Чужие пороки нужно исправлять молча. Если выставлять их всем напоказ, ты будешь порок изгонять пороком. Человеческое упрямство нужно побеждать поучениями. Если же нападать на него в открытую, ты будешь упрямство понапрасну исправлять упрямством.

Воюя с негодяями, оставляй им пути к отступлению. Быть к ним беспощадным - все равно что закупоривать мышиную нору: мыши, сдохшие в норе, отравят все вокруг.

Вину за промахи нужно брать на себя наравне с другими, но не нужно претендовать на равные с другими заслуги. Когда у людей заслуги равны, между ними вспыхивает вражда. Можно разделять с другими их тяготы, но не следует делить с ними их радости. Тот, кто разделяет чужую радость, возбуждает ненависть к себе.

Того, кто требователен к себе, всякое дело излечивает как целебное снадобье. Того, кто ищет недостатки в других, всякая мысль ранит как острие копья. Первый открывает всем путь к добру. Второй увлекает всех в пучину зла. Они далеки друг от друга, как облака в небе и грязь на земле.

Если воду не мутить, она сама по себе отстоится. Если зеркало не пачкать, оно само по себе будет отражать свет. Человеческое сердце нельзя своей волей сделать чистым. Устраните то, что его загрязняет, и его чистота сама по себе проявится. Радость не нужно искать вовне себя. Устраните то, что доставляет вам беспокойство, и радость сама собой воцарится в вашей душе.

Добродетель - фундамент всякого дела. Не бывает, чтобы фундамент был неустойчив, а здание простояло долго. Сердце - корень всего порождённого нами. Не бывает, чтобы корень был не прочен, а ветви выросли могучими.

Путь истины - это общее достояние. Он расстилается перед каждым из нас. Учение - это наша повседневная пища. Никто не может им пренебречь.

Одна добрая мысль водворит согласие в целом мире. Одна крупица чистоты сердца будет благоухать сотню веков.

Хладнокровно смотри на других. Хладнокровно слушай других. Хладнокровно размышляй. Хладнокровно переживай.

Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие вины. Тогда в людях будет согласие. Когда судишь себя, ищи вину там, где вины не видно. Тогда твои добродетели еще более упрочатся.

Дорога, на которой люди соперничают друг с другом, узка. Отступить на ней один шаг, значит на шаг дать себе больше простора. Густой аромат недолговечен. Стоит сделать его чуть слабее, и он будет устойчивее.

Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволять дёргать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой.

Тот, кто напускает на себя грозный вид, похож на взрослого, который пугает ребёнка маской демона: стоит ему отвернуться, и он уже не будет страшен. Тот, кто разыгрывает скромность, похож на певичку, которая отказывается от угощения на людях, а придя домой, с жадностью набрасывается на еду.

Слишком строгие законы напоминают чересчур натянутые струны, на которых еще можно играть. Слишком мягкие законы напоминают вконец распущенные струны, из которых уже невозможно извлечь звук.

Библиографическая ссылка

1. Тренинговая процедура "Сочинение на заданную концовку" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 10.02.2010. – Режим доступа: http://azps.ru/training/kit/sochinenie.html (10.02.2010).

 


См. также

Упражнения разминки

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru