- они помогают групповому развитию и достижению искомого научения,
- активно способствуют реализации групповых и индивидуальных целей,
- у членов группы возникают новые проблемы в результате участия в практических занятиях, рождаются и исследуются новые чувства, отрабатывается или моделируется новое поведение,
- содействуют сплочению группы,
- уменьшают преграды для эмоциональной открытости и последовательно подталкивают участников к самораскрытию,
- помогают задействовать всех участников (а не только самых общительных).
К недостаткам структурированных упражнений обычно относят искусственное ограничение живого спонтанного общения и развития группы, некоторую "механистичность", сковывание индивидуальных чувств.
Существуют компромиссные подходы. В одном из них на первых занятиях группа "борется сама за себя", а потом уже происходит переход к структурированным упражнениям. В другом наоборот работа начинается с упражнений, а потом уже происходит переход к живому взаимодействию. Очевидно, использование того или иного подхода зависит от целей и задач тренинга, от категории участников.
Применение того или иного упражнения является в значительной степени делом личного предпочтения ведущего. Не стоит сбрасывать со счетов, что какие-то упражнения для ведущего являются более комфортными, какие-то менее. Ощущение комфорта во многом зависит от удачного соответствия упражнения личной теории.
Опытный руководитель группы меньше склонен следовать формальному плану структурированных упражнений, предпочитая осуществлять своевременные вмешательства и выбирать специальные методы для достижения поставленных целей. Для этого у него должна быть мощная, работоспособная теория группового поведения, которая позволяет хорошо ориентироваться в быстро меняющихся коммуникативных ситуациях.
Ведущему и участникам необходимо помнить, что упражнение является средством исследования индивидуальных и групповых проблем, а не самоцелью.