Франсуаз Эритье, Борис Цирюльник, Альдо Наури, Маргарита Ксантаку, Доминик Вриньо. ИНЦЕСТ ИЛИ КРОВОСМЕШЕНИЕ >> Что мы знаем об инцесте Обзор огромной литературы, посвященной инцесту, позволяет сделать несколько выводов.

Что мы знаем об инцесте Обзор огромной литературы, посвященной инцесту, позволяет сделать несколько выводов. Прежде всего - о существовании инцеста как такового. Он возник одновременно с нашей историей, и свидетельства о нем обнаруживаются в различных вариациях на одну и ту же тему природной аномалии, на которую закон налагает запрет. Досадно лишь, что недавние изыскания в области генетического родства значительно снижают значимость работ тератологов и этнографов, которые больше всех порассказали нам об инцесте и поведали множество историй, весьма отличающихся друг от друга в зависимости от места действия и культуры страны.

Драма под названием <Инцест> развивается следующим образом. Уже в далеком прошлом, в отличие от животных, практикующих инцест, для человека не все союзы были позволительны. Некоторые из них издавна подлежат негласному запрету. Затем религия и гражданское законодательство полностью запрещают сексуальные отношения между близкими родственниками. Позднее кровосмешение объявляют преступлением из преступлений, заслуживающим самых страшных пыток и наказаний, и в первую очередь - кастрации. И сегодня педофилию и преступления на почве инцеста используют как аргументы для восстановления смертной казни: чувство негодования превращается в идеологическое оружие. Все это заставляет утверждать, что инцест - это преступление против культуры и даже против природы, потому что дети, рожденные в результате инцеста - монстры. Эту мысль иллюстрируют существованием затерянных народов, древних цивилизаций или отщепенцев, которые практикуют инцест. При этом неизбежно называют фараонов, древних американских индейцев и прочих ужасных извращенцев. Вот краткая история запретов: Моисеевы законы запрещали биологическую близость - <одна кровь, одна плоть, одна кость>; папе Григорию VI важнее генетики представлялись пороки, передаваемые в результате инцеста. Каноническое право той эпохи гласило: <Существует три категории незаконнорожденных: дети, рожденные вне брака; дети, рожденные в результате адюльтера; и дети, рожденные в результате кровосмешения>. Последние считаются незаконнорожденными, потому что само незаконное появление на свет делает их от природы агрессивными. Медицинская наука, которая славилась своим высоким развитием в XIX столетии, утверждала что <кровосмесительные браки дают много уродов и ненормальных> (Меньер). Фрейд слово <биология> заменил выражением <естественный инстинкт, побуждающий к инцесту и вызывающий необходимость в законах, призванных бороться с этой дурной склонностью>. Наконец, антропологи вместе с Клодом Леви - Стросом запрет инцеста объявили <главным шагом, знаменующим переход от природы к культуре>. Дидро в ХУ111 веке первым оспорил универсальность этого запрета, воспроизведя рассказы навигаторов в своей книге <Путешествие Бугенвиля>, ну, а затем, конечно, британец Борис Малиновский, который получил известность благодаря утверждению, что в Тихом океане не существовало Эдипова комплекса.

Сегодня можно предложить другой рассказ об инцесте, составленный с помощью биологии, клинических исследований и истории.

Биологические исследования доказывают, что генетическая близость оказывается гораздо сильнее, чем предполагали ранее, и что она <граничит с инцестом>. Однако если первоначальный генетический материал был здоровым, то и потомки не будут болезненными. Существуют отдельные изолированные группы населения, склонные к инцесту. Группы эти образовались вследствие политического решения: например, в пустыню были изгнаны брат с сестрой, но их потомки - туареги совершенно здоровы. Генетические исследования жителей острова Тристан да Куна, чье географическое расположение способствует эндогамии, не выявило никаких генетических заболеваний. Этого нельзя сказать о евреях - ашкенази из Нью - Йорка, подверженных болезни тай - сакс - ею страдали прародители этой популяции. Медицинские обследования детей, рожденных в результате инцеста, выявляют высокую степень заболеваемости и смертности среди этих детей. Однако семиологический анализ их болезней показывает, что органические изменения вызваны скорее социальными причинами (обезвоживанием, истощением, инфекционными болезнями, несчастными случаями), чем болезнями, которые передаются генетическим путем.

Откуда же тогда этот страх перед чудовищем, которым издавна запугивают человечество все, кого тревожит существование инцеста, начиная с Моисея и Григория VI? Это проклятие, передаваемое из поко - 1) АЛанганей, Н. Г. ван Бюргт, А - Санчес - Мазас. Все родственники и все непохожи. Париж, Музей человека, 1992.

2) Ж - МЛегей . Биология популяций. Париж, Симер - Массон, 1985. 24 ления в поколение, внушает гораздо больший ужас, чем страх перед наследственными заболеваниями. И оно призвано внушать ужас перед инцестом. Есть ли польза от чувства ужаса, которое вызывает инцест? Этот вопрос возникает потому, что находятся люди, которые не поддаются ему - то ли в силу своего индивидуального развития, то ли оттого, что в культурном контексте, окружавшем их с детства, отсутствовали понятия и лексика, необходимые для формирования этого чувства ужаса.

Вспомним: морализатор Сад полагал, что запрет на инцест был одной из форм ничем не оправданного социального угнетения. Он предлагал практиковать инцест как доказательство любви: <Я осмеливаюсь утверждать, что инцест должен стать законом для любого правительства, основанного на братстве>. Что же до участников кровосмесительных актов, то они чаще - всего возмущаются тем, что правосудие и общество приходят к ним в дом и суют свой нос в их <прекрасную истории любви>. . . с собственной дочерью! Многие из них ссылаются даже на сексуальные желания своих детей, чтобы оправдать свои деяния. Слово <инцест> означает сексуальные отклонения, которые по - своему проявляются в разных культурах. Но стоит его произнести, как оно вызывает настоящий ужас, словно кто - то сообща постарался придать ему отталкивающий и устрашающий смысл.

Между тем, мотивы инцеста можно найти и в Библии, и во всеобщей истории, во множестве романов и театральных пьес, в опере, в кино и в поэзии, и наши дети узнают о них, как о самых невинных историях, в то время как газеты, суды и различные ассоциации непрерывно рассказывают об отвратительных случаях инцеста, что лишь подогревает нашу ненависть к нему. Так, наши дети проходят на уроках пьесу Мольера <Школа жен> (1662), где старый Арнольф в возрасте сорока двух лет намеревается жениться на своей семнадцатилетней воспитаннице, которую этот старикашка подобрал, когда ее покинули родители.

Но когда он хочет жениться на ней, эта дуреха - вместо благодарности - предпочитает другого, более молодого! В том же 1662 году сорокалетний Мольер сочетается браком с Арманд Бежар, которой было всего двадцать лет. В XVII веке это было нормой. Женщины, чья средняя продолжительность жизни не превышала тридцати шести лет, чаще всего умирали во время родов, производя на свет тринадцатого по счету ребенка. Они покидали этот свет, оставляя в одиночестве сорокалетнего мужа, которому нужно было работать не покладая рук, чтобы вырастить оставшихся в живых четверых или шестерых детей. Полгода спустя после похорон супруги вдовец благополучно женился и зачастую - на старшей из своих воспитанниц. Потому что в ту эпоху каждого второго ребенка воспитывали не биологические родители (что бывает и в нынешние дни).

И вот в то время, как наши дети в школе знакомятся со ставшей хрестоматийной историей Арнольфа и его воспитанницы, их родители с ужасом и отвращением узнают из прессы, что знаменитый актер и режиссер Вудн Аллен обвиняется в инцесте, и его история очень напоминает хрестоматийный сюжет, поскольку он живет со старшей из приемных дочерей, которую он воспитывал вместе со своей подругой - актрисой Миа Фарроу, удочерившей эту девушку еще ребенком. Загадочный запрет на все, что связано с инцестом, о котором писал Клод Леви - Строс, касается не только самого деяния, но даже разговоров о нем: если бы намерение Арнольфа жениться на своей юной воспитаннице было публично названо <инцестом>, он бы наверняка угодил под суд, а не в школьные учебники. . .

Похоже, каждая цивилизация вырабатывает свою теорию инцеста и его противников. Инцест или хотя бы упоминание о нем вызывают такое отвращение, что, к примеру, в Китае и Индонезии, не решаются даже произнести вслух это слово. Его подменяют такими словами, как <беспорядок>, <омерзительное смешение> и т. д. , сопровождая их такой выразительной мимикой и звуками, что каждому становится ясно: речь идет о непроизносимом. А вот Диоген, сидя в своей бочке, возмущался тем несправедливым гонениям, которым подвергался инцест, и полагал, что для построения обществ было вполне достаточно запрета на каннибализм. <В последнем столетии Запад много размышляет по поводу запрета на инцест>, - писал Мишель Фуко в своей <Истории сексуальности>. Действительно, наблюдается явное стремление осмыслить сам феномен инцеста, который признается как факт, и наше негативное отношение к нему, сформированное бытующими у нас культурными представлениями и клише. Загадка этого явления заключается в следующем: почему многие из нас испытывают непреодолимый ужас при одном упоминании инцеста, а другие не поддаются власти общественного осуждения и пытаются разгадать тайну инцеста, а кое - кто - не на словах, а на деле - играет с этим огнем, не чувствуя себя при этом преступником? Почему эти люди не поддаются сложившимся представлениям? Сад и Диоген, которые считали преувеличенными ужас, вызываемый инцестом, и запрет на него, сегодня уже не одиноки. Начиная с 80 - х годов в США и Швеции, врачи, психологи и юристы предлагают различать <инцест по понуждению>, который должен подвергаться наказанию, и <инцест без понуждения>, ссылаясь на то, что ребенок <имеет право на сексуальность в семье>. Психолог Уордел Помрой, который в 1947 году совместно с Кинсейем провел первую в мире анкету, посвященную сексуальной жизни, считает, что пора признать: инцест - не всегда извращение или проявление больной психики. <Инцест между детьми и взрослыми иногда может быть и полезным>, - писал он в своей статье <Инцест, последнее табу> еще в 1981 году.

Однако мне довелось видеть, как даже менее шокирующие высказывания вызвали у возмущенного ими человека мгновенную крапивницу. Как - то на конгрессе в Лилле несколько врачей - практиков рассказывали за обедом известные им истории кровосмесительных отношений, которые длились по нескольку лет, и в них не наблюдалось ничего драматического. Услышав эти истории, жена профессора - психиатра в оскликнула: <Нет - нет, это невозможно! Я не могу вам поверить!> И все мы увидели, как на шее у нее мгновенно появилось огромное красное пятно - крапивница - как признак сильнейшего эмоционального потрясения. Мы тут же замолчали и постарались оказать ей необходимую медицинскую помощь.

Франсуаз Эритье, Борис Цирюльник, Альдо Наури, Маргарита Ксантаку, Доминик Вриньо. ИНЦЕСТ ИЛИ КРОВОСМЕШЕНИЕ.

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru