Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия >> Глава 2 АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Глава 2 АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Аддиктивное поведение, по определению Короленко и Сигала (1991), характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Актуальность изучения аддиктивного поведения связана с эпидемией развития химической зависимости, охватывающей многие слои популяции и непосредственно приводящей к росту СПИДа. Между тем понимание механизмов развития этих состояний фактически отсутствует. У большинства складывается впечатление о возможности решения этой проблемы посредством использования "простых" способов: запретов, наказаний, пропагандистских кампаний, принудительного лечения и др. Изменение отношения общества к проблеме аддикции связано прежде всего с возможностью получения открытой квалифицированной информации, отражающей современный уровень знаний.

Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Уход от реальности путем изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего его в данный момент. Иногда необходимо избавиться от угнетенности, "сбросить" с себя психическую усталость, отвлечься от неприятных размышлений, заставив себя по - иному посмотреть на событие, создать у себя необходимую мотивацию, почувствовать смысл какого - то явления. Для реализации этой цели человек "вырабатывает" индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Иными словами, элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии. Этому процессу могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния. Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных (прежде всего в детском) периодах жизни. Социальные факторы включают как семейные, так и внесемейные взаимодействия. Существуют типы воспитания, которые создают более высокий риск возникновения аддиктивного поведения. Влияние семьи на психологическое состояние ребенка проявляется уже в самом раннем периоде его жизни. Согласно Sullivan (1953,1964), мать оказывает психологическое влияние на ребенка на невербальном (бессловесном) уровне сразу же после его рождения. Тревожность ("напряжение тревожности", по Sullivan) матери передается ребенку. Каким образом это происходит, автор не способен объяснить, он опирается на непосредственные наблюдения. Sullivan ограничивается предположением, что это связано с межличностным общением на эмпатическом уровне. Эмпатия - психологический термин, обозначающий схватывание, опознание эмоционального состояния человека без словесного описания, на интуитивном уровне.

Эмоциональное напряжение, тревожность матери, если она постоянна или часто возникает, таким образом, передается ребенку, лишает его чувства безопасности в непосредственном окружении. Ребенок в грудном возрасте, очевидно, лишен возможности освободиться от этой ранней тревоги, облегчить ее. Вместе с тем необходимость чувствовать себя в безопасности чрезвычайно важна для него, так как тревога приводит к формированию различных нарушений психического развития и физического здоровья. Единственный способ снять тревогу у ребенка заключается в устранении эмоционального напряжения у самой матери и проявлении нежности по отношению к ребенку. Созависимость бывает связана с полом, что отражает дискриминацию по половому признаку. Проявления дискриминации по половому признаку (сексизм) имеют место даже в наиболее развитых современных обществах (modern societies). Социодинамическая психиатрия при анализе аддиктивного поведения и созависимости, как и других психических нарушений, учитывает групповую принадлежность пациентов. Идентичность и стиль жизни человека обусловлены социальной группой, ее динамикой и "социальной энергией" (Ammon, 1998). Социальная энергия как сила, которую люди дают друг другу, необходима для самой жизни. Если новорожденный ребенок не получит социальной энергии, он погибнет. Влияние групповой динамики начинается уже в пренатальной фазе посредством связи ребенка с психическим состоянием матери, являющейся носительницей динамики, характерной для ее социальной среды. Развитие ребенка оказывается связанным с физическим здоровьем матери, ее самочувствием, отношением к беременности и др. Особое значение имеет ранний пост - натальный период, когда ребенок на уровне интуиции воспринимает окружающую его социопсихологическую ситуацию и прежде всего отношение к нему матери. Групповая динамика определяет индивидуальные реакции, особенности общения, формирует систему предпочтений. Она представляет собой нечто большее, чем простая сумма взаимодействий и ролевого поведения отдельных членов группы. В групповой динамике проявляется влияние подсознания, причем не только индивидуального, но и коллективного. Групповая динамика влияет на особенности воспитания в детском возрасте. Это влияние может быть как деструктивным, так и конструктивным. Конструктивная динамика поддерживает развитие, формирование позитивной идентичности, способности к продуктивному общению. Деструктивная групповая динамика мешает развитию, происходит фиксация на страхе, воспитывается чувство стыда, комплекса вины и неполноценности. Конструктивная и деструктивная групповые динамики отражают, согласно Ammon (1998), проявления конструктивной и деструктивной социальных энергий. Конструктивная социальная энергия является энергией развития взаимопонимания, социального интереса к общению.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru