Многие из проективных методик предусматривают не только качественную, но и количественную оценку полученных результатов. Основательная психометрическая проработка сближает их с объективными тестами (к такого рода методикам можно отнести те, в которых предлагают завершить неоконченные предложения, некоторые варианты ТАТ и др. ). Вспомним, что и методика Роршаха не была задумана как проективная и не разрабатывалась в этом аспекте почти два десятка лет своего практического применения. Отнесение методики к проективным вовсе не означает, и это подтверждается ходом исследований, отказа от ее психометрической разработки. Наконец, проективные методики не исключают объективной оценки полученных с их помощью результатов. Более того, объективное оценивание полагается, вслед за Р. Кэттеллом, рядом исследователей единственно возможным путем, на котором можно избежать зыбких субъективных интерпретаций.
Примером объективной оценки может служить исследование, в котором протоколы подвергались содержательному анализу, а затем количественно выражалось отсутствие (присутствие) тех или иных особенностей. Так, если некий испытуемый интерпретировал таблицу V теста Роршаха как "череп", то он получал 1 балл, как и все те, кто дали такой же ответ. Все остальные получали по этому параметру 0 баллов. Разумеется, возможен, а иногда и достаточен такой "объективный" путь анализа результатов проективных методик. Однако если идти этим путем, наверное, нет вообще необходимости использовать проективные методики, так как большая часть богатства уникальной продукции обследуемого остается невостребованной исследователем, раз и навсегда испугавшимся собственных мыслей в силу их субъективности.
Наверное, не будет преувеличением, если мы скажем о том, что споры о "соотношении" проективного и психометрического, применительно к разным проективным методикам, сопровождают их с момента появления.
Очередная дискуссия состоялась на страницах "Журнала личностной оценки" (Jornal of Personality Assessment) в 1995 году и касалась методики Роршаха.
Несколько слов об этой дискуссии, многие из вопросов которой имеют методологическое значение, относятся если не ко всем, то к большинству проективных техник.
Начало дискуссии было положено статьей Е.
Аронова и К.
Мореленда.
Они считают, что многообразие схем интерпретации данных, полученных с помощью методики Роршаха, располагается на двух осях - подходах: "номотетический - идиографический" (раскрытие общих закономерностей или уникального) и "содержательный - перцептивный" (как или что воспринимает испытуемый).
Соответственно, интерпретационные схемы будут описываться как перцептивно - номотетические, содержательно - номотетические и содержа - тельно - идиографические (перцептивно - идиографические никогда не разрабатывались).
Полагается, что содержательно - идиографические схемы интерпретации как раз и согласуются с традиционной точкой зрения на методику Роршаха как проективную.
В то же время разрабатываются и два других типа интерпретационных схем.
Именно развитие перцептивно - номотетических схем интерпретации, апогеем которых является У нас при рассмотрении традиционных тестов и проективных методик попытались взглянуть на них с точки зрения существования двух парадигм психологического описания личности: 1) давней парадигмы черт, при которой целью исследования является описание личности, как она воспринималась бы идеальным наблюдателем; и 2) воспроизведение точки зрения самого действующего субъекта.
В соответствии с этим А.
М.
Эткинд подразделяет методики на "субъектные" (традиционные психометрические), моделирующие то, как "видят" человека другие люди, и "объектные" - стремящиеся раскрыть то, как он видит окружающий мир (прежде всего проективные).
Тем самым мы покидаем пространство "или - или" с его вечными спорами о преимуществах тех или иных методик и переходим в другое, допускающее существование тех и других.
Системный принцип множественности описаний разрешает сосуществование подходов, полагаемых в качестве альтернативных.
Важна мысль и о том, что системный подход должен идти дальше простого признания равноправности этих описаний личности в психодиагностике.
"Необходимым является их соотнесение с определенными классами задач, выявление условий и границ их валидности, уяснение логики перехода от одного описания к другому, что в конечном счете должно привести к объяснению его рассогласования и тем самым - к их согласованию на некотором метауровне" (А.
М.
Эткинд 1982, С.
296).
Резюмируя, отметим, что для оценки многих проективных методик, не являющихся тестами в строгом смысле этого слова, мало подходят обычные психометрические критерии.
А.
Анастази верно предлагает ставить вопрос о ценности проективных методик, рассматривая их как качественные клинические процедуры, а не как психометрические инструменты.
Впрочем, сказанное не должно исключать психометрическую разработку проективных методик, "наведение мостов" между ними и теми, которые иногда определяются как "объективные".
Данные, полученные с помощью проективных методик, не должны быть приняты как окончательные (это относится и к психометрическим тестам!), они помогают найти пути дальнейшего исследования, проникнуть в трудно объективируемые личностные особенности, ускользающие при традиционной организации эксперимента и не поддающиеся адекватной количественной оценке.
Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику.
RSS
azps@azps.ru