3. 4. НАВЫКИ ПОДДЕРЖАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОНТАКТА Невербальное общение В общении люди непрерывно передают информацию друг другу не только посредством речи, но и выражением лица, движениями тела, установлением дистанции и т. п. Таким образом, при совместном пребывании мы никак не можем избежать общения. Мы высказываем, как чувствуем себя, что думаем, как хотели бы поступить, не произнося ни слова. Невербальное поведение человека очень существенно в процессе общения. В консультировании мы также посылаем клиентам невербальные сообщения и "считываем" их невербальные реакции. Крайне важно, чтобы консультант отмечал невербальные послания клиентов, реагировал на них и одновременно осознавал влияние своего невербального поведения на клиентов. Gazda с соавт. (1984) распределил невербальные реакции на четыре основные модальности. Такое структурирование помогает лучшему осознанию невербального поведения и наблюдению за ним.
1 Невербальное поведение и структурирование времени а) опознание - замедленное реагирование на сообщения партнера; б) приоритеты - относительное время обсуждения отдельных тем. 2. Невербальное общение с использованием тела а) контакт глаз - существенно, сколько времени и ка ким образом партнеры смотрят друг на друга в период беседы; контакт глаз в большой мере зависит от культурных факторов, например, в некоторых культурах контакта глаз избегают из уважения, особенно важен контакт глаз для регулирования консультативного вза имодействия; при оценке контакта глаз следует обращать внимание на: - рассматривание специфических объектов, - смотрение вниз, - рассматривание консультанта вызывающим пристальным взглядом, - "бегающий" с объекта на объект взгляд, - отвод глаз от консультанта, когда он посматривает на клиента, - закрытие глаз руками, - частоту задержки взгляда вблизи консультанта, б) глаза - "сверкание" и блеск глаз, слезы в глазах, "расширение глаз", позиция бровей указывают на взволнованность клиента; в) кожа - имеет значение состояние кожных покровов: бледность, покраснение, "гусиная кожа"; г) поза - может служить показателем настороженности или физической усталости, свидетельствовать о самозащите (например, скрещенные руки или ноги); д) выражение лица - это, пожалуй, самый главный невербальный "ключ" консультирования; Кпарр (1973) пишет "Улица большой потенциал общения. Оно передает эмоциональное состояние; отражает межличностные установки, служит средством обратной связи для партнеров по общению и наряду с речью является главнейшим источником передачи информации". В интерпретации выражения лица играют роль: застывшее выражение, наморщенный лоб, насупленные брови, улыбка и смех (Ф. Достоевский говорил: "Характер человека значительно лучше можно узнать по его смеху, чем из скучного психологического исследования"), не - вротичному индивиду очень трудно смеяться - он может глумиться, быть ироничным или саркастичным, однако не способен искренне смеяться, у него грустное лицо; консультант должен уметь прочесть на лице клиента радость, боль и страх, а также как одни чувства маскируются другими; е) руки и жесты - движения рук и других частей тела часто носят символический характер, могут указывать на что - то неладное; ж) манипулирование своим телом - проявляется в куса - нии ногтей, хрустении суставами, выдергивании волос; з) монотонное поведение нередко представляет собой признак нервозности - это притопывание ногами, постукивание пальцами, кручение предметов и игры с пуговицами; и) командные сигналы - держание пальца у губ (приглашение молчать), указывание пальцем, пожимание плечами,кивание головой, подмигивание; к) прикосновение - может представлять проявление дружеских чувств или сексуальности.
Говоря о невербальном общении с использованием тела, следует упомянуть о выделенных Elman и Fnesen (1969; цит. по Gelso, Fretz, 1992) четырех типах движений тела: - символы, заменяющие слова, например, помахивание рукой, означающее прощание; - сопровождающие речь демонстрации, которыми делается попытка объяснить то, что говорится; - регуляторы, дополняющие поток вербального взаимодействия, например: изменение позы, кивание головой и т. п. ; - адаптеры, т. е. движения тела, которые не имеют осознанной целесообразности, однако часто отражают мысли и чувства, например, покусывание губ и др. 3. Невербальное общение посредством голоса: а) тон голоса - монотонный, бесчувственный, с измененной модуляцией, строгий, нежный, ласковый, уверенный, слабый, нерешительный, дрожащий, напряженный; б) темп речи - быстрый, умеренный, медленный; в) громкость голоса - сильная, умеренная, тихая; г) произношение - отчетливое, невнятное. Модальность голоса нередко выдает внутреннее отношение к высказыванию. Искренность проявляется в отчетливости голоса, смелость - в твердости голоса; неясная, слишком тихая речь часто означает нежелание общаться. По тону голоса можно определить и о чем идет речь, даже не понимая ее. Нервозность и эмоциональное замешательство лучше всего отражаются в голосе. 4. Невербальное общение и структурирование окружения: а) дистанция - не всегда осознаваемое приближение к партнеру или стремление отдалиться от него - свидетельствует о выраженности желания углублять отношения; б) предметы обстановки и оборудование комнаты; в) одежда - едва ли "одежда делает человека", однако детали одежды правдиво расскажут многое об установках носящего ее человека, например, особенно большое внимание уделяют одежде, собираясь на консультативную встречу, беспокойные клиенты; г) позиция в пространстве - эта модальность рассмотрена при обсуждении терапевтического климата.
Факторы невербального общения в значительной степени ответственны за эмоциональный настрой беседы. Когда невербальные символы сопровождают наши вербальные утверждения, они нередко модифицируют их смысл. Например, предложение: "Прошу, заходите", - может иметь разный смысл в зависимости от невербального поведения. Если мы встречаем клиента, глядя на него, пожимаем руку и произносим эти слова тепло и дружественно - смысл приглашения один, но он совсем иной, когда мы смотрим куда - то в сторону, не удостаивая клиента взглядом, и произносим приглашение равнодушно или, еще хуже, с ноткой раздражения или недовольства.
Разный смысл словам консультанта придают параречевые элементы (тон голоса, интервалы между словами, акценты, дикция, паузы, повторы, покашливание, различные "хм - м", "ага", "м - м - м", "ого - го" и т. п. ). Очень важно невербальное поведение клиента в ситуации консультирования. Прежде всего оно дает консультанту дополнительную информацию о мыслях и чувствах клиента. Нередко словами говорится одно, а тон голоса, выражение лица, поза тела раскрывают совсем другое содержание или другой смысл сказанного.
Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.