9. ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Интерес к вопросам психологической диагностики в отечественной науке резко возрос в 60 - 70 - е гг. Практическое применение психологических знаний требовало надежных объективных методов оценки психических функций и состояний. Работы в поисках таких методов ведутся двумя принципиально разными способами. Один подход состоит в применении традиционных зарубежных тестовых систем. При этом . заимствование иностранного теста означает не просто его перевод, но и тщательное его адаптирование, проверку надежности и валидности, разработку норм. Этим путем идут, в частности, петербургские психологи. В Психологическом институте РАО группой сотрудников под руководством доктора психологических наук К. М. Гуревича в начале 80 - х гг. также была проведена работа, направленная на перевод и адаптацию двух интеллектуальных тестов - Группового теста Дж. Ваны (для учащихся 10 - 12 лет) и теста Р. Амтхауэра (для подростков). Оба эти теста были апробированы на больших отечественных выборках (порядка 500 человек). Были получены достаточно высокие показатели их надежности и валидности, однако от разработки норм авторы перевода отказались, использовав при интерпретации полученных данных новый критерий - социально - психологический норматив, о чем будет подробнее сказано ниже. Тест Амтхауэра описан выше. Дадим краткую характеристику группового теста Дж. Ваны (ГИТ) Он разработан словацким психологом и известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы. Тест содержит 7 субтестов: 1 - исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления); 2 - арифметические задачи (диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения); 3 - дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами); 4 - определение сходства и различия понятий (проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков); 5 - числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации); 6 - установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии); 7 - символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы). ГИТ разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 мин). Для оценки индивидуальных результатов теста используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы, показатели границ нормы для каждого образовательно - возрастного уровня 1, 3, 5 и 6 классов средней школы получены на выборках российских школьников. Помимо общего балла по тесту авторы отечественной модификации ГИТа предлагают способы оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально - логических операций, скоростных характеристик умственной работы и некоторые другие линии анализа. ГИТ рекомендуется использовать для диагностики уровня умственного развития учащихся 3 - 6 классов. Тест Амтхауэра хорошо показал себя в качестве методики оценки умственного развития учащихся 8 - 11 классов. Основные цели, для достижения которых могут применяться названные тесты, таковы: а) контроль за эффективностью школьного обучения; б) выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития; в) определение индивидуальных направлений коррекционной работы с учащимися; г) определение причин школьной неуспеваемости; д) отбор учащихся в спецклассы и спецшколы; е) выявление учащихся, способных обучаться по индивидуальной программе; ж) сравнение эффективности разных систем и методов преподавания, оценка работы отдельных учебных заведений, разных педагогов. В чем несовершенство подхода к диагностике, основанного на переводе и адаптации иностранных тестов? Как показывают многочисленные исследования, тесты выявляют степень приобщенности испытуемого к той культуре, которая представлена в тесте. К.
Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.