К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Поэты, и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.
Поэты, и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.
Мартин Р.
, 1901 г.
рожд.
, поэт - лирик.
В 62 - летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков.
Р.
отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал <как песни>.
Некоторое время он занимался рекламными плакатами.
На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений.
Р.
с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе.
Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р.
как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя.
Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин.
Свою нынешнюю жену Р.
патетически обрисовал как <чудо - женщину>.
Для Р.
характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах.
В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли.
На встречу с нами Р.
пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.
Р.
- типичный лирик.
В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.
Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Тросторфф.
Аделе Г.
, 1901 г.
рожд.
, мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем.
Она самоотверженно ухаживает за ним Г.
живет ради больного сына и ради искусства.
Она увлекается всем прекрасным>.
При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: <Писать картины - величайшая для меня радость.
Я не могу не писать их!> Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: <Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость.
У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа.
Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье.
И думаю <Вот это прекрасно, это ты напиши> Счастья без живописи для меня не существует!> Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда свои картин не выставляет, она ответила: <Я не ставлю себе этой цели.
С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это.
.
> Интересно и такое ее высказывание: <Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность.
Вот, например, календула - сколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию> Или вот еще <Трудно нарисовать человеческое лицо.
Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души>.
Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г.
отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением.
Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.
Следующий пример, ранее описанный Зайге.
Мартин Ц, 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел.
По окончании средней школы стал учеником слесаря.
Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные.
Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром.
Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление Уже и сейчас Ц.
пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.
Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного.
Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя <сверхсчастливым>.
Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию.
К уравновешенному состоянию он возвращается под влиянием жены В общем у Ц.
преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда <на столе танцевать>.
Ц.
нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным.
Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.
Однажды Ц.
, очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки.
Боли не было, но воронки <безумно мешают>: он не сможет ни петь, ни выступать.
Ц.
уже видел себя безработным.
Врач успокоил Ц, за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле.
Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.
Глубокая восторженность, связанная у Ц.
с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации.
Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.