К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Поэты, и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.

Поэты, и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры. Мартин Р. , 1901 г. рожд. , поэт - лирик. В 62 - летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р. отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал <как песни>. Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как <чудо - женщину>. Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах. В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак. Р. - типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве. Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Тросторфф. Аделе Г. , 1901 г. рожд. , мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается всем прекрасным>. При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: <Писать картины - величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!> Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: <Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье.

И думаю <Вот это прекрасно, это ты напиши> Счастья без живописи для меня не существует!> Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда свои картин не выставляет, она ответила: <Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это. . > Интересно и такое ее высказывание: <Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календула - сколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию> Или вот еще <Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души>. Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку. Следующий пример, ранее описанный Зайге. Мартин Ц, 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами. Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя <сверхсчастливым>. Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается под влиянием жены В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда <на столе танцевать>. Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя. Однажды Ц. , очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но воронки <безумно мешают>: он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц, за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.

Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.

К.Леонгард. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru