Удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном контакте

Удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном контакте - Ребенок стремится к эмоциональному контакту особенно настойчиво тогда, когда первоначальный постоянный интерес окружающих к нему начинает угасать, когда взрослые, привыкшие к его присутствию или отвлеченные другим ребенком, начинают более явно заниматься своими делами. Тогда в поведении ребенка появляется негативизм, капризы, благодаря чему ему обычно удается обратить на себя внимание окружающих. У ребенка более старшего, школьного 'возраста неудовлетворение этой потребности может выразиться в стремлении занять привилегированное положение в группе сверстников, вызвать их уважение паясничаньем или образцовой учебой. Ребенок тогда более действенно концентрирует на себя внимание, возбуждая зависть или удивление товарищей или вызывая интерес учителей.

Проявлением потребности в контакте может быть также соперничество. Известно, как легко побудить детей к взаимному соревнованию, В подобных случаях часто говорится, что таким образом проявляется <стремление к власти>. Это, видимо, не лишено оснований, ибо для разного рода проявлений стремления к власти характерно также то, что чем большего успеха удается кому-либо достигнуть, тем больше людей интересуются героем, проявляя к нему эмоциональное отношение. Примеры из консультационной практики также свидетельствуют о том, насколько сильно это стремление вызывать интерес у окружающих: телесное наказание, примененное тогда, когда это стремление приобретает антиобщественные формы, не затормаживает, а даже как бы усиливает его. Это особенно часто наблюдается у детей, родители которых эмоциональный контакт с ребенком ограничивают наказанием. Эти наказания каким-то образом удовлетворяют потребность в эмоциональном контакте, если только они не применяются хладнокровно, равнодушно. В таких условиях это является единственным, хотя и противоестественным способом удовлетворения потребности в эмоциональном контакте.

Можно допустить, что эмоциональный контакт отнюдь не обязательно должен быть контактом, окрашенным положительным чувством, приятностью. Контакт, который ощущается как положительный, т. е. не причиняющий неприятностей, не вызывающий неприятных переживаний, таких, например, как при наказаниях, наиболее полезен с точки зрения развития личности. Но когда он невозможен, тогда ребенок пытается обратить на себя внимание любым доступным ему способом. Это явление имеет особое значение в современной культуре, когда интерес к детям пробуждают скорее их выходки, а не их примерное поведение (<Награда послушанию была бы слишком деморализующей; послушание- это обязанность ребенка>,-говорил один педагог).

Когда невозможно удовлетворить потребность в эмоциональном контакте, дети, которые до того времени не испытывали в этом затруднений, ощущают чувство отверженности; в каких-то случаях это может привести к деформации личности, проявляющейся в разного рода комплексах. Бывает, например, что на почве чувства отверженности возникает комплекс, который можно было бы назвать <комплексом Золушки>. Это название более точно по сравнению с <комплексом неполноценности>, поскольку дети, даже когда они открыто выражают убеждение в собственной неполноценности и делают это довольно часто, в глубине души его не разделяют. Ребенок, имеющий <комплекс Золушки>, уже согласился с виду с тем, что он хуже других, глупее или менее красив, но можно легко доказать, что он все время верит в какое-то чудо, в какую-то добрую фею, которая в один прекрасный день все изменит.

 


Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru