Вмешательство воли не отменяет универсальности регулирующей функции эмоций, поскольку воля вмешивается в конкуренцию мотивов тоже на уровне эмоций:
- отрицательных-в случае неспособности преодолеть внутреннюю помеху,
- положительных-в случае победы над собой.
Эта потребность выступает как склонность к достижению далеких целей, к овладению труднодостижимыми предметами влечений.
Безвольный человек предпочитает подчиняться потребности в экономии сил, уступать своей лени и другим порочным склонностям. Он находится во власти эмоций, вызываемых доступностью желаемого. Поэтому качество, противоположное воле, есть внушаемость.
Удовольствие от преодоления препятствий, помех - наиболее характерный, существенный показатель воли. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок с ранних лет тренировал свою волю в играх, в учении и труде. Индивидуальная норма удовлетворения так называемого "рефлекса свободы" - чрезвычайно важная черта характера.
Действие, совершающееся в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций,- это волевое действие. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того, как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность.
У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание - опредмеченное стремление, оно направлено на определенный предмет. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Поэтому желание - это и целенаправленное стремление.
Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Задержка действия для осмысления так же существенна для волевого акта, как и импульс к нему. Задержке при этом подвергаются другие, конкурирующие импульсы.
Воля на своих высших ступенях - не просто совокупность желаний, а определенная, гармоничная организация их. Она предполагает способность регулировать поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им.