Структура учебного процесса

Структура учебного процесса - Изучение каждого самостоятельного раздела (темы) учебной программы должно состоять из трех основных этапов: вводно-мотивационного; операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

На первом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Этот этап обычно состоит из следующих учебных действий: создание учебно-проблемной ситуации; формулирование основной учебной задачи; самоконтроль и самооценка готовности к изучению предстоящего раздела (темы); разработка и обсуждение плана предстоящей работы.

На втором этапе учащиеся познают и осваивают содержание темы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Для осознания учащимися темы большую помощь может оказать моделирование. При этом оно должно выступать и как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала, и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которые должны быть выполнены и освоены учащимися для выявления этих объектов и закономерностей, а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях. При таком подходе основным содержанием этого этапа становится моделирование объектов и явлений и изучение построенных моделей. Деятельность учащихся приобретает теоретический, исследовательский характер. Учащиеся тем самым вводятся в <лабораторию мысли> соответствующих наук, они приобретают опыт подлинно творческой деятельности, творческого мышления.

На последнем этапе учащиеся учатся рефлексировать и анализировать свою собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Работу по подведению итогов изучения пройденного учебного материала надо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, радость победы над трудностями, ими преодоленными, счастье познания нового, интересного. Организация этого этапа должна проводиться в такой форме, чтобы учащиеся смогли наглядно обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи. Так, полезно использовать для этого такое задание: <Составить схему (модель) пройденного материала, в которой должны быть показаны все основные понятия, изученные в этой теме, и связи между ними>. Уместно дать учащимся и такое задание: <Напишите на листочке основные вопросы пройденной темы и напротив каждого вопроса укажите, как вы его усвоили: хорошо, не очень хорошо или вовсе не усвоили>. То же по отношению к умениям, приобретенным в пройденной теме. Это будет способствовать развитию у учащихся адекватной самооценки.

 


Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru