Научение и подкрепление

Научение и подкрепление - Научение есть способ изменения поведения человека, сохраняющегося во времени.

Для повышения эффективности обучения используются подкрепления, т. е. стимулы, предъявляемые после конкретной деятельности ученика и вызывающие повторение и научение этой деятельности.

Деятельность ученика может подкрепляться похвалой учителя или чувством успеха в результате удачно выполненного задания.

Хотя каждый из учеников имеет свои индивидуальные особенности, но все они принадлежат к одному и тому же виду людей, а поэтому больше похожи друг на друга. Поэтому следует искать общие способы улучшения научения человека.

Точно так же учителя больше похожи друг на друга, чем отличаются один от другого. Если бы это было не так, общие принципы обучения оказались бы невозможными и такой предмет, как педагогика, не существовал. Каждый учитель мог бы иметь свой собственный способ передачи знаний. Поскольку это не так, хотя учителя, несомненно, различаются между собой, то наличие существенного сходства позволяет, с одной стороны, сделать необходимые обобщения о природе обучения, а с другой-приспособить общие принципы обучения к индивидуальности учителей, которые могут обладать различным темпераментом и складом ума.

Подкрепления в процессе обучения являются мощным фактором формирования прилежания школьников в учении. Фактор успеха приводит к предпочтению многими школьниками более трудных задач при возможности выбрать более легкие.

Учителя должны так организовать свой предмет, чтобы отчасти подкрепление происходило сразу после научения. Закрепление нового научения может возрастать, если учитель отнесет связанные с этим научением задания с возможностями учащихся, что создает у них уверенность в успехе, или же укажет в какой-то форме учащимся, что ему весьма приятны их старания и успехи.

Следует учесть, что научение происходит не только за счет обучения, но не в меньшей степени за счет общения учащихся друг с другом.

Влияние наказания трудно установить. Если ученик привыкает к наказанию, то его поведение еще больше ухудшается. Другие ученики иногда нарочно совершают поступки, ведущие к наказанию, с тем чтобы привлечь к себе внимание учителя и своих одноклассников.

Атмосфера конфликта между учителем и учеником - это атмосфера, вредная для научения. Часто учителя, не задумываясь, наказывают учащихся, бросая неодобрительные реплики, делая соответствующее выражение лица или иные невербальные знаки.

Имея в виду нежелательные последствия наказания, предпочтительнее, по возможности, его избегать.

Для уменьшения нежелательного поведения существуют более надежные и эффективные методы, чем наказание. Одним из них является отсутствие негативного подкрепления в случае ошибочных ответных реакций ученика, игнорирование его нежелательного поведения. Подобный способ называется изживанием.

Подкреплению и, если крайне необходимо, наказанию должна предшествовать обратная связь, т. е. сообщение учителем ученикам о результатах их действий. Каждый ученик должен иметь обратную связь, информирующую его об особенностях результатов его научения, о хороших- и слабых сторонах его действий, поведения. Однако в каких-то случаях учителю целесообразно ограничить или уточнить обратную связь с обучающимся, чтобы не нанести ему большой травмы, ведущей к потере интереса к учению.

 


Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru