Формирование устойчивого внимания может производиться путем усвоения контроля согласно поэтапному формированию, начиная с материализованной формы, затем в громкой речи и, наконец, в форме внешней речи про себя. После чего контроль приобретает у школьников свою окончательную форму в виде акта внимания.
При этом могут возникнуть две трудности. Первая состоит в том, что выполняемое действие преждевременно может уйти из-под контроля, и поэтому контроль теряет четкую, обобщенную и строго постоянную форму исполнения, становится неустойчивым. Вторая трудность состоит в том, что ориентировочная и исполнительная части действия могут расходиться, и в то время как исполнительная часть производит одну работу (например, разделение слова на слоги и т. д.), ориентировочная часть (например, громкое проговаривание) намечает другую.
Эти трудности надо учитывать при обучении контролю за действиями при их поэтапном формировании.
В результате поэтапного формирования контроля (за текстом, узором, расположением фигур и т. д.) это предметное действие становится идеальным (действием взора) и присоединяется к основному производимому действию (написанию, прочтению и т. д.). Направленный на основное производимое действие, контроль теперь как бы сливается с ним и сообщает ему свои характеристики - направленность на основное действие и сосредоточенность на нем, т. е. обычные характеристики внимания.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я