Предмет и задачи сексологии и сексопатологии

Основные понятия и термины

Термин "сексология" с момента своего возникновения обозначал энциклопедическую отрасль знания, стоящую на стыке целого ряда дисциплин. В 1907 году в Германии вышла в свет книга, которую можно определить, говоря сегодняшним языком, как бестселлер. Это была монография Ивана Блоха "Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре", в которой автор впервые заявил о создании "науки о поле", состоящей из ряда наук о человеке - от медицины до философии.

И. С. Кон определяет сексологию как "область знаний, комплексно изучающую социальные и психологические аспекты взаимоотношения полов, а также физиологию и патологию половой жизни" (Большая медицинская энциклопедия. М., 1984. Т. 23. С. 190). В этом же фундаментальном издании Г. С. Васильченко предложил определение сексопатологии как "области клинической медицины, изучающей функциональные аспекты половых расстройств, в том числе поведенческие, личностные и социальные" (Там же. С. 196).

Более полное определение дано этим же автором в 1990 году: "...Сексопатология - это область клинической медицины, изучающая эмоциональные, личностные, социально-адаптационные и другие аспекты и разрабатывающая методы, их диагностики, лечения и профилактики". А. М. Свядощ (1991) считает, что "сексопатология -это раздел клинической медицины, изучающий половые расстройства, их происхождение, методы распознавания и лечения".

В книге "Введение в сексологию" И. С. Кон пишет:

"Обобщая опыт развития сексопатологии, Г. С. Васильченко справедливо замечает, что ее псевдосистемный этап (сексопатологии как таковой еще нет, сексопатолог выполняет функции диспетчера, координирующего взаимосвязь между урологией, эндокринологией, невропатологией и психиатрией) уже изжил себя и начинает уступать место системному подходу, при котором сексопатология вырабатывает свой категориальный аппарат и выделяется в самостоятельную научную дисциплину".

Определение места сексопатологии среди других дисциплин выходит за пределы теории и непосредственно влияет на практику врачевания. Несмотря на произошедшее в последние годы признание "прав автономии" сексопатологии как в нашей стране, так и за рубежом, существуют различные мнения о правомерности этой автономии и ее границах. По мнению В. В. Кришталя и Б. Л. Гульмана (1997), в состав сексологии входят нормальная сексология, клиническая сексология (сексопатология) и судебная сексология. При этом нормальная сексология изучает проблемы обеспечения биологического, анатомо-физиологического, социального, психологического и социально-психологического обеспечения сексуального здоровья человека, которое следует определять не только как отсутствие каких-либо болезненных изменений в его организме, могущих приводить к снижению сексуальной функции, но как интегральный комплекс взаимодействующих компонентов сексуальности.

Задачей клинической сексологии (сексопатологии) эти же авторы видят изучение всех аспектов нарушения сексуального здоровья, а также диагностику, лечение и профилактику подобных нарушений. Причем сексопатологию В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман, вслед за Г. С. Васильченко (1977, 1983, 1990), подразделяют на общую и частную. "Область общей сексопатологии - изучение эпидемиологии, нарушений и девиаций сексуального здоровья, факторов риска, причин и условий возникновения, проявлений и течения этих нарушений, основных закономерностей формирования сексопатологических симптомов и синдромов, разработка вопросов патогенеза и классификации сексуальных расстройств, общих принципов их лечения и профилактики" (Кришталь В. В., Гульман Б. Л. Нормальная сексология // Сексология. Т. I. Харьков.1997. С.5).

Предметом изучения частной сексопатологии указанные авторы предлагают считать отдельные нозологические формы нарушения сексуального здоровья и сексу­альные девиации (отклонения). И, наконец, судебная сексология, по их определению, - "это отрасль сексологии, изучающая сексуальное поведение человека применительно к нормам гражданского и уголовного права, а именно девиантное сексуальное поведение, приводящее к совершению противоправных действий" (Там же. С. 7).

Сегодня можно уверенно утверждать следующее: сексология (и, в какой-то мере, сексопатология), в отличие от многих других "узких" научных дисциплин, представляет собой междисциплинарную сферу человеческого знания. Из этого вытекает, что социальные, культурологические, психологические, биологические, антропологические, педагогические, правовые, философские и иные проблемы сексуальности составляют лишь часть от общего, лишь некоторый аспект междисциплинарной сексологии.

Определение сексуального здоровья

Цитируемые выше авторы (В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман. 1997) определяют сексуальное здоровье как "интегральный комплекс взаимодействующих компонентов сексуальности - биологического (анатомо-физиологического), социального, психологического, социально-психологического, обеспечивающий возможность оптимальной сексуальной адаптации к противоположному полу, сексуальной гармонии в соответствии с нормами социальной и личной морали".

Ценность современного представления о сексуальном здоровье состоит, первым делом, в игнорировании формально-логического постулата о том, что здоровье - это первым делом отсутствие каких-либо болезненных изменений и проявлений ("здоровье - это отсутствие болезни"). Постоянно возрастающий объем знаний делает возможным утверждать, что некоторые проблемы в сфере секса отнюдь не говорят о болезненных проявлениях и присущи подавляющему числу практически здоровых людей. Тем временем, полноценная реализация своей сексуальности в условиях различных культур оказалась более важной для здоровья индивидов, чем это предполагалось ранее.

Совещание экспертов ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1977) пришло к выводу, что понятие сексуального здоровья включает в себя три основных элемента:

1.    Способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики.

2.    Свободу от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, по­давляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения.

3.    Отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Основы сексуального здоровья человека закладываются еще в эмбриональный период развития, когда происходит дифференциация пола, но в дальнейшем оно зависит не столько и не только от биологических, сколько от психологических и социальных факторов, индивидуальной и общей сексуальной культуры, от мотивации сексуального поведения, от удовлетворения бессознательных импульсов и степени адаптации партнеров на всех уровнях взаимодействия.

Сексуальность человека выполняет три основные функции: прокреативную (репродуктивную), рекреативную (гедоническую) и коммуникативную. Сексуальность в современном мире претерпела существенные изменения: за счет возрастания роли психологических и социокультурных факторов такой мотив сексуальной активности, как воспроизводство, отошел на задний план, уступив место потребности в сексуальном удовлетворении, релаксации и общении.

Универсально приемлемое определение сексуального здоровья, оказалось, выработать чрезвычайно трудно. В данное время наиболее адекватным является определение, данное совещанием экспертов ВОЗ (1977). Приведем его полностью: "Сексуальное здоровье есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви".

 

Исторические этапы, направления и школы

История сексологии и сексопатологии

В отечественной литературе не существует специальных монографий, посвященных истории сексологических знаний, и лишь некоторые работы, такие, как публикации Г. С. Васильченко (1977,1989,1990), И. С. Кона (1988), Л. М. Щеглова (1996), содержат разрозненные сведения на эту тему.

Широко распространенное представление о том, что история сексологии в целом совпадает с историей человечества, не соответствует действительности. Эта наука ведет отсчет собственной истории по специфическим вехам. В развитии сексологии можно выделить шесть условных периодов:

1. Период первобытных ритуалов и мифов.

2. Период наблюдений и описаний.

3. Клинический период.

4. Статистический период.

5. Психоаналитический период.

6. Психофизиологический период.

Период первобытных ритуалов и мифов

Ненемалочисленные, но достаточно достоверные сведения об образе жизни и представлениях пещерных людей убеждают в том, что они не были безразличны к сфере секса. Ранний палеолит (1 млн. - 100 тыс. лет до н. э.), который считается начальным этапом развития челове­ческой культуры, оставил бесценные свидетельства это­му - наскальную живопись. Ее анализ показывает, что человек уже тогда имел какие-то представления о жиз­ни и смерти и пытался осознать эти явления, так же как и сферу секса. Уже в то время в сознании человека сексуальные признаки трактовались как символы власти, воинственнос­ти, непобедимости. Так, в наскальной живописи часто по­вторяется сюжет, где очевидна прямая зависимость между величиной гениталий и социальным положением инди­вида. Типичный пример: сцена охоты на мамонта, где наиболее важные фигуры (например, вождь племени) изображались с гипертрофированным пенисом. Не менее значимым для первобытного человека было явление оплодотворения, умножающее потомство, что обеспечивало продолжение рода. Понятно, что эта сторона чело­веческого существования крайне мистифицировалась. Анализ истории первобытной культуры не входит в задачу автора. Отметим лишь то, что сексуальность как значительное явление в жизни человека того времени нашла отражение в ритуалах, символах и мифах. Причем уже древнейшие мифологические системы и учения содержали сведения о природе мужского и женского начал, о ро­дах и беременности, о строении гениталий и искусстве секса.

Период наблюдений и описаний

Дошедшие до нашего времени древние трактаты - индийский "Камасутра", китайский "Искусство спальни", так же как "Наука любви" Овидия и другие - и сегодня представляют не только исторический интерес.

Наблюдения каких-либо явлений, их описание и сравнение полученных сведений стали первой, достаточно робкой, но достаточно конкретной попыткой объективного исследования. Понятно, что само объективное изучение сексуальности было невозможно без предварительного развития базовых наук - философии и биологии (ме­дицины). Из периода ранней истории человеческой ци­вилизации наиболее содержательно в этом смысле на­следие философов и других ученых античности, и преж­де всего - Древней Греции.

Афинский законодатель и политик Солон (7-8 век до н. э.) регламентировал проституцию, впервые в ми­ровой истории возведя это явление в ранг общественного института. В Древней Греции функционировали спе­циальные учреждения для проституток-диктерионы. Про­ституция приравнивалась к торговле или ремеслу, и пред­ставительницы древнейшей профессии даже платили налоги в государственную казну.

Отражая взгляды современного ему общества, Солон расценивал сексуальную связь с подростками как достаточно допустимое деяние, усматривая в нем позитивное воспи­тательное значение, а в гомосексуальных наклонностях видел проявление утонченного эстетства. В то время гомосексуальные пары совершали паломничество к могиле Ялноса, возлюбленного Геркулеса, чтобы там дать официальную клятву в вечной любви и принять на себя обязательства во взаимной заботе. Любопытно, что гомосексуальные контакты среди рабов сурово карались: рабовладельцам было выгодно получать от них немалочисленное потомство.

Философским осмыслением феномена любви впервые занялся великий греческий мыслитель Платон (V-IV век до н. э.). На самом деле он не разделял любовь на духовную (платоническую) и телесную, считая красоту человеческого тела неотделимой от высшей духовной любви, а сексуальное наслаждение расценивал как источник поэтического и философского вдохновения. При этом различие полов для Платона не было необходимым условием любовных отношений. В то же время общество, государство, по мысли Платона, являются наивысшей ценностью и индивид обязан полностью подчиняться их интересам. Поэтому следует упразднить обычную, моногамную семью, ввести общность жен, детей отделить от родителей и их воспитание поручить государству.

Не менее значимой является фигура ученика Платона - Аристотеля (IV век до н. э.). Его теория во немалом противоречит взглядам учителя. По мнению Аристотеля идеальное общество должно создать условия для максимального развития индивидуальных способностей каждого. Разум, по Аристотелю, - выше страсти и обязан ее контролировать.

Ученик Сократа Аристипп (V- IV век до н. э.) - один из родоначальников теории гедонизма, этической доктрины, согласно которой наслаждение является един­ственной целью жизни, главным мотивом всех челове­ческих поступков и абсолютным благом. Смысл бытия - в получении чувственного удовольствия.

Развивая концепцию гедонизма, другой древнегречес­кий философ Эпикур (IV- III век до н. э.) считал, что по­нятие счастья связано с хорошим самочувствием, ощуще­нием свободы, независимости даже от собственных желаний. Человеческое бессмертие, по Эпикуру, дости­гается благодаря памяти потомков, что, в свою очередь, обеспечивается сохранением человека как вида. Он ви­дел опасность цивилизации в порождении все новых по­требностей и желаний, деморализующих людей и лиша­ющих их внутреннего покоя и чувства гармонии. Эпикур впервые сформулировал мысль о том, что судьбы людей зависят от них самих, а не от влияния богов.

Великий врач и мыслитель Гиппократ (V-IV век до н. э.) заложил основы врачебной этики и учения о тем­пераментах. Он впервые поднял вопрос об отрицатель­ных последствиях сексуального воздержания. В то же время его утверждение о том. что при этом семя, скап­ливающееся во всех частях тела, особенно в голове, вредно для организма, представляется современной на­уке нелепым!

Гиппократ считал, что при половом акте между муж­чиной и женщиной происходит взаимный и весьма бла­готворный обмен выделениями, что является гарантией укрепления здоровья и продления жизни. Отражением этого взгляда стала концепция герокомии, согласно ко­торой половой контакт с молоденькими девушками спо­собствовал омоложению мужчин. Смысл гомосексуаль­ного контакта Гиппократ видел в передаче мужествен­ности и положительных качеств через семя от взрослого мужчины подростку.

Среди наследия ученых Древнего Рима стоит отметить 27-томную "Естественную историю" Плиния Старшего (I век н. э.), содержащую весьма важную информацию о сексу­альной жизни и размножении животных.

В дальнейшем развитие сексологии оказалось на дол­гое время невозможным из-за господствовавшего в сред­невековой Европе отношения к проявлениям сексуаль­ности как к тяжелому греху. В эту эпоху тело человека рассматривалось как источник "грязных" потребностей и противопоставлялось проявлениям духовности. Мо­ральный кодекс того времени допускал проявления сек­суальности только в целях оплодотворения и продления рода. Люди с сексуальными девиациями жестоко пресле­довались, вплоть до лишения жизни. Широко распрост­ранилось демонологическое отношение к сексуальнос­ти вообще, а к женской - в особенности, что получило свое крайнее выражение в пытках и сожжении "ведьм".

Негативное отношение к сексуальности нашло отра­жение и во врачебной среде. В представлении врачей того времени сексуальные расстройства представляли собой некую расплату за нарушения этики и морали, предписы­вавшихся религией. Именно это убеждение породило "методику" экзорцизма, т. е. применение истязаний в це­лях изгнания из человека дьявола. Даже в XIX веке офи­циальная мораль европейского общества оставалась по сути антисексуальной и антителесной. И в то же время, несмотря на неблагоприятные условия для развития сек­сологии, уже в средние века отмечались единичные по­пытки объективного изучения феномена сексуальности.

Первой ласточкой можно считать труд Анри де Мон-девиля - придворного хирурга французских королев Филиппа IV Красивого и Людовика Х (начало XIV в.). В нем автор привел достаточно объективные сведения о физи­ологии и гигиене половых органов. В изучение анатомии половых органов внес свой вклад и гениальный Леонар­до да Винчи (1452-1519). Свое дальнейшее развитие сек­сология получила и в новое время. В XVI веке впервые в истории анатом из Падуи Андреас Везалий (1514-1564), тайно вскрыв труп беременной, описал строение матки и яичников. В том же XVI веке придворный хирург фран­цузского короля Карла IX Амбруаз Паре (1510-1590) из­дал учебник по акушерству, в котором обосновал важ­ность для женщины получения сексуального удовлетво­рения и описал способы его получения. В 1675 году французский медик Никола Венет опубликовал (под псев­донимом) иллюстрированный труд, где точно и достовер­но описал анатомию и физиологию половых органов. Несколько позже он же издал книгу "Картина супружес­кой любви". В 1720 году появился фундаментальный труд немецкого врача Мартина Шурига в котором наряду с описанием половых органов содержалось исследование значения самой половой жизни, полового акта и мастур­бации. Кроме этой книги М. Шуриг в дальнейшем выпус­тил еще ряд изданий, посвященных проблемам сексуаль­ности.

По мнению Г. С. Васильченко (1977), датой рождения научной сексологии и сексопатологии можно считать 1836 год - именно тогда в Париже вышел в свет трактат Клода Лаллемана "О непроизвольных потерях семени". К. Лаллеман впервые применил специальный инстру­ментарий, позволявший производить прижигание зад­ней уретры, что в определенных случаях приводило к из­лечению некоторых форм расстройств эякуляции. В то же время он не дифференцировал различные формы этих расстройств, а пытался их объединить под терми­ном "сперматорея", то есть непроизвольное истечение семени, возводя в ранг нозологии.

 

Клинический период

Родоначальниками клинического периода в становле­нии сексологии и сексопатологии считаются следующие выдающиеся ученые:

Рихард фон Крафт-Эбинг (1840-1902) - австрийс­кий ­невропатолог, психиатр и криминалист, профессор Венского университета. Его основной труд "Сексуальные психопатии" (1886) интересен и для современного чи­тателя;

Август Форель (1848-1931) - швейцарский невро­патолог, психиатр и энтомолог, книгами которого зачи­тывались не только специалисты;

Альберт Молль (1862-1939) - немецкий психиатр, который, будучи консерватором по убеждениям, стал ис­тинным научным новатором;

Магнус Гиршфельд (1868-1935) - немецкий пси­хиатр, изучавший сексуальность не только в медицинс­ком, но и в социальном и историческом аспектах. В 1918 году он основал в Берлине первый в мире сексологичес­кий институт, он же стал организатором первого в мире сексологического конгресса (1921), на котором была со­здана Всемирная лига сексуальных реформ;

Иван Блох (1872-1922) - немецкий дерматолог и ве­неролог. Его труд "Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре", уже упоми­навшийся выше, не потерял актуальности и сегодня. Осо­бенно глубоко он изучал проблему садизма и мазохизма;

Генри ХэвлокЭллис (1859-1939) - английский врач и писатель, книги которого вызывали немалочисленные дискуссии.

Особо следует отметить австрийского психиатра Зиг­мунда Фрейда (1856-1939) - родоначальника психо­анализа, о котором речь пойдет ниже.

Клинический этап развития сексологии характеризу­ется первым делом ослаблением жесткого биологического детерминизма в пользу сложных психологических теорий, а также расширением и усложнением самого понятия нормы.

Кроме того, клинический этап был в определенной мере обогащен возникшей только в XIX веке психиатрией, а позднее и психологией.

 

Статистический период

Клиническая сексология начала XX века рассматрива­ла базовое понятие нормы в рамках моральных крите­риев, что вскоре перестало удовлетворять специалистов и исследователей. Определение того, что есть норма в реальном сексуальном поведении среднестатистическо­го человека, невозможно без массовых опросов и стати­стических исследований, которые и начались во многих странах.

В России первое исследование такого рода, посвящен­ное изучению сексуального поведения студентов, было проведено в 1903-1904 годах М. А. Членовым. Прово­дились они и в 1920-е годы в СССР (И. Г. Гельман, С. Я. Голосовкер, М. С. Бараш, Д. И. Лас и др.). Однако подоб­ные исследования носили единичный характер, до став­шего переломным 1948 года, ознаменовавшего начало статистического (параметрического) этапа в развитии сек­сологии. Именно тогда вышел в свет первый том коллек­тивного труда под редакцией и руководством американ­ского биолога Альфреда Кинзи (1894-1956), который начал свои исследования еще в 1930-е годы. Он провел 19 тысяч интервью по стандартизированной матрице, со­держащей 521 пункт информации. Итоги этой титаничес­кой работы были подведены в двухтомном труде "Сексу­альное поведение мужчины" (1948) и "Сексуальное поведение женщины" (1953), который получил извест­ность как "Отчет Кинзи".

В ходе исследований, проведенных А. Кинзи, выяс­нилось. что диапазон индивидуальных проявлений сек­суальности человека гораздо шире, чем это представлялось ранее. Кроме того, стали более понятны возрастные и культурные проявления сексуальности у человека. И, на­конец, благодаря его исследованиям обозначились свя­зи между основными сексуальными характеристиками и проявлениями индивидов и целым спектром социальных факторов.

В целом можно утверждать, что именно работы А. Кин­зи положили начало массовым социологическим иссле­дованиям сексуального поведения человека, которые до­статочно актуальны и для современной науки.

Психоаналитический период

Фактически основные психоаналитические положе­ния были сформулированы за два-три десятилетия до выхода "Отчета Кинзи". Однако в связи с тем, что психоана­литический этап в становлении сексологии и сексопатологии еще далеко не закончен, его рассмотрение до­пускает нарушение хронологической последователь­ности.

Пожалуй, среди всех пионеров и основателей сексо­логии и сексопатологии наиболее известной фигурой яв­ляется именно Зигмунд Фрейд. Безусловно, именно он первым открыл глаза общественности на роль сек­суального поведения и сексуальности в целом в инди­видуальной жизни человека, в его развитии, особеннос­тях и склонностях, в его совместной жизни с другими людьми. 3. Фрейд рассматривал сексуальность как ос­нову, базис человеческого существования. Источником мотивации всей деятельности человека, по Фрейду, яв­ляется либидо (желание, влечение, сексуальная энер­гия), отсюда всякое эмоциональное удовлетворение по сути является сексуальным. 3. Фрейд изменил понятие "сексуального", вкладывая в него сущностный смысл:

"В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей це- лью удовольствие и только опосредованно служащая це­лям воспроизводства". Выявление и структурирование 3. Фрейдом бессознательного уровня личности являет­ся одним из самых замечательных научных открытий XX века.

Не ограничиваясь исследованием индивидуального сексуального поведения. 3. Фрейд стремился обнаружить связь между потребностями индивида и этическими нор­мами, между моральными предписаниями и запретами он исследовал также роль символов в сексуальной сфе­ре. Благодаря исследованиям 3. Фрейда о взаимосвязи сексуального и несексуального в природе человека, ста­ло ясно, что нет личности без сексуальной сферы и нет секса без личностного контекста. Не менее ценным ока­зался вывод 3. Фрейда об толькой важности пе­риода раннего детства каждого индивида, его первичных отношений с родителями как камертона всех будущих от­ношений в его жизни.
Шокирующим для всех слоев общества стало открытие 3. Фрейдом того, что половые девиации и перверзии являются не столько патологией, сколько фиксацией опре­деленных стадий нормального психосексуального разви­тия, либо гипертрофией отдельных его компонентов. Пережив период гневного осуждения, психоанализ не только утвердил себя как метод лечения невротических и психосексуальных расстройств, но и стал проникать в со­циальную психологию, искусствоведение, культурологию. Не только противники 3. Фрейда, но и его ученики и пос­ледователи часто критиковали психоанализ за пансексуализм. Однако расширительное толкование 3. Фрейдом либидо как первоисточника всей эмоциональной жизни индивида в определенной мере нейтрализовало критику.

Более обоснованы упреки в адрес предложенной им трактовки женской сексуальности. В определенной сте­пени сам Фрейд не избежал сексизма, т. е. представле­ния о изначальном неравенстве полов, что неудивительно, если вспомнить специфику того времени, когда жил и творил автор психоанализа.

Фрейдовская теория детской сексуальности при явной ценности некоторых наблюдений и выводов, подтвердив­ших прозорливость ее автора в ряде положений, подверг­лась серьезной и обоснованной критической переработке.

До сих пор не утихают споры по поводу так называе­мой психогидравлической модели сексуальности Фрей­да, согласно которой энергия индивида реализуется в за­висимости от типа культуры того общества, в котором он существует. Количество этой энергии фиксировано и ог­раничено, поэтому каждый человек вынужден выбирать между собственной сексуальной активностью и опреде­ленными видами деятельности, принятыми в том или ином обществе. Именно в этом 3. Фрейд видел не­устранимый конфликт между сексуальностью и культу­рой. Подавление сексуальности порождает неврозы у личности, а ее свободное проявление - упадок культу­ры общества.

В целом же влияние психоанализа на сексологию и сексопатологию и сегодня достаточно выражено.

Психофизиологический период

К 60-м годам нашего столетия исследователи почувство­вали определенный пробел в знаниях физиологии само­го копулятивного цикла (совокупления). Этот пробел по-пытались восполнить американские специалисты Уильям Мастере (род. 1915) и Вирджиния Джонсон (род. 1925), которые в течение одиннадцати лет в условиях спе­циально оборудованной лаборатории, применяя но­вейшие регистрационные методики, наблюдали и зафиксировали все физиологические характеристики более 10 тысяч полных половых циклов. В эксперименте участвовали 694 человека (312 мужчин и 382 женщины). Добровольцы подлежали тщательному предварительно­му обследованию, им гарантировалась полная анонимность. Экспериментам с добровольцами предшествовал этап исследований на проститутках (118 женщин и 27 мужчин).

В 1966 году У. Мастере и В. Джонсон опубликовали свой первый совместный труд "Человеческая сексуальная реакция". До появления этой книги, принесшей авторам всемирную известность, главным источником научных знаний о физиологической природе сексуальных реакций и о механизмах оргазма были субъективные представле­ния врачей и рассказы пациентов. Понятно, что эти ис­точники нельзя считать ни научными, ни достоверными, особенно когда речь идет о женщине, чьи сексуальные реакции не подвластны наружному наблюдению.

Авторы исследовали целый спектр сопутствующих про­блем: значение размеров гениталий, природа парт­нерского взаимодействия, влияние сексуальной жизни на соматическое здоровье людей, сексуальный режим у спортсменов и немалое другое.

В 1970 году они выпустили вторую книгу - "Чело­веческая сексуальная неадекватность", посвященную ме­тодам лечения сексуальных расстройств.

У. Мастере и В. Джонсон фактически провозгласили новые принципы психотерапии, позволяющие коррек­тировать поведенческие и психологические отклонения, исходя из исследований сексуальных реакций человека и психосоциальных обстоятельств, воздействующих на эти реакции.

В 1979 году У. Мастере и В. Джонсон издали свой тре­тий труд -"Гомосексуальность в перспективе", в котором они рассмотрели результаты исследования гомосек­суального поведения как мужчин, так и женщин в срав­нении с гетеросексуальным.

Безусловно, сильной и уникальной стороной исследо­ваний У. Мастерса и В. Джонсон является физиоло­гическая база, позволившая им сделать ряд объективных и достоверных выводов, некоторые из которых можно приравнивать к научным открытиям. В то же время се­годня становится все более ясно, что невозможно все сек­суальные реакции человека описывать сугубо в рамках физиологии. Социальные, культурные и психологические компоненты в человеческой сексуальности могут не толь­ко обусловливать ряд физиологических реакций, но и менять их константы. Сексуальность нельзя изучить и по­нять на каком-то отдельном этапе исследований вне свя­зи с контекстом, с психологическим миром индивида и социокультурным миром общества. Эти соображения, ес­тественно, ни в коей мере не умаляют значимости работ У. Мастерса и В. Джонсон, определивших целый этап в развитии сексологической науки.

 

 

Особенности современного этапа

Современный этап развития сексологии и сексопатологии чаще называют системным или междисципли­нарным. В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман (1997) выделяют следующие системообразующие качества сексуального здоровья: формирование первичных и вторичных поло­вых признаков, половое самосознание, полоролевое по­ведение, психосексуальная ориентация, сексуальные ощу­щения, сексуальные фантазии, сексуальные сценарии, любовь, мотивы полового акта, либидо, эрекция, эяку­ляция. оргазм, половая конституция, осведомленность в области психогигиены половой жизни, оценка проявле­ний сексуальности у себя и у партнера, психосексуальное удовлетворение. Именно интеграция перечисленных ка­честв формирует основные типы мотивации сексуально­го контакта, сексуального поведения и типов сексуальной культуры.

Мы уже приводили выше тезис о том, что человечес­кую сексуальность невозможно понять вне контекста об­щества и культуры. В принципе верно и обратное: трудно понять специфику общества, не зная характеристики сексуального поведения индивидов, составляющих это общество. В этом положении заложен смысл междисцип­линарного этапа развития науки: только совместные уси­лия самых разных специалистов гарантируют научные "про­рывы", возникновение которых видится именно на стыке этих различных дисциплин. Понятно, что это возможно только при условии преодоления междисциплинарной разобщенности за счет кооперации наук, принадлежащих к разным областям знания.

Описывая немалообразие подлежащих исследованию объектов, И. С. Кон (1988) останавливается на основных.

1. Реальное сексуальное поведение членов данного об­щества, характерные для них формы сексуальной ак­тивности.

2. Установки и ценностные ориентации членов обще­ства, т. е. то, как они относятся к данным явлениям.

3. Социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется половая жизнь, например, фор­мы брака и семьи.

4. Культурный символизм, в котором осмысляется зна­чение сексуальности и ее проявлений, например, ре­лигиозные представления о природе половых различий, о сущности полового акта и т. п.

5. Обряды и обычаи, посредством которых оформля­ются события, значимые для их участников (брачные об­ряды, инициации, оргиастические праздники).

Научная кооперация специалистов и ученых различ­ных специальностей, интересующихся сферой сексуаль­ного в рамках своих предметов, затрудняется междис­циплинарной разобщенностью в целом и особенно ра­зобщенностью между представителями общественных дисциплин, гуманитарных и естественных наук. Ни один феномен сексуальности (а часто и патологический симптом или синдром) не может быть адекватно осоз­нан, оставаясь в пределах одной дисциплины, специа­льности, отрасли знания.

Международная Академия сексологических исследо­ваний со дня своего основания (1975) декларировала междисциплинарный подход как основной методологи­ческий принцип. Именно междисциплинарный взгляд на сексуальность человека обеспечил объективные пред­посылки для создания новой клинической дисциплины - сексопатологии, призванной снять с повестки дня беско­нечное противостояние "сексопатологов-интернистов" и "сексопатологов-психотерапевтов".

 

Формирование и специфика отечественной сексологии и сексопатологии

В начале XX века отечественная медицинская сексо­логия характеризовалась энциклопедическим подходом к изучению сексуальных расстройств. Анализ распределения и специфики научной литературы по годам издания в оп­ределенной степени отражает развитие отечественной сексопатологии. В Российской Национальной библиоте­ке насчитывается около 1500 публикаций по этой дис­циплине, появившихся с конца XVIII века по настоящее время.

Следует отметить, что основной массив книг, издан­ных до 1917 года, составляют переводы иностранной ли­тературы. Значительное количество изданий выпущено с 1917 по 1930-е годы, затем отмечается резкий спад публи­каций по этой теме вплоть до начала 1960-х годов и но­вое увеличение количества изданий в последние годы. Очевидно, что выявленная закономерность отражает общую динамику социально-политической ситуации в стране (А. Ц. Масевич. Л. М. Щеглов, 1985). Проводив­шиеся до 1917 года и в первые годы советской власти оте­чественные социологические исследования в области сексологии ("половые переписи") постепенно привели исследователей к осознанию междисциплинарного ха­рактера медицинской сексологии.

Попытки создать условия для совершенствования врачей, специализировавшихся на вопросах сексопатологии, осуществлялись задолго до официального признания этой специальности. В 1963 году в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) под руководством профессора Н. В. Иванова впервые в нашей стране про­шел Всесоюзный семинар по подготовке врачей-сексо­патологов. С 1973 года отделение сексопатологии Мос­ковского научно-исследовательского института психиат­рии Министерства здравоохранения РСФСР выполняет функции Всесоюзного научно-методического центра по вопросам сексопатологии, координирующего деятельность сексопатологов по всей стране.

Важным событием явился выход в свет монографии А. М. Свядоща "Женская сексопатология" (1974), и книга "Введение в сексологию" И. С. Кона, в 1988г., которая по сегодняшний день остается методологической ба­зой сексологов и сексопатологов нашей страны.

В 1970-е годы произошло становление отечественной сексологической службы, состоявшей из сети сексоло­гических кабинетов в крупных городах и столицах рес­публик. Первым документом, регулировавшим деятель­ность зарождающейся сексологической службы, явился приказ Министерства здравоохранения СССР № 920 от 22 ноября 1978 года, в котором отмечалось неудовлетворительное состояние лечебно-профилактической помощи больным с половыми расстройствами.

По решению Министерства просвещения СССР в 1983 году в школах нашей страны были введены курсы "Гиги­еническое и половое воспитание" в 8 классе (12 часов) и "Этика и психология семейной жизни" в 9 и 10 классах (34 часа). Однако практика показала, что в подавляющем большинстве случаев просвещение, проводимое в рам­ках указанных программ, не отвечало ни принципам, ни целям полового воспитания. Здесь можно выделить следующие причины:

Господство в обществе репрессивного, морализаторского отношения к сексуальности. Во немалом это явление порождено вековыми предрассудками, согласно которым проявление сексуальности считалось непристойным, а сама тема - запретной. Исходя из этих положений, в об­ществе широко распространено мнение о вредности откр

 


См. также

Теория сексологии

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru