Феноменология сексуальных девиаций

 

Гомосексуализм

Термин в первый раз был предложен венгерским врачом Л. Бенкертом (1869) с целью обозначения направленности полового влечения на лиц того же пола. Примерно в это же самое время бисексуальными начали называть тех, кто реагировал на сексуальные раздражители, исходящие как от лиц своего пола, так и от противоположного, а гетеросексуальными - тех, кто испытывал сексуальное влечение к лицам противоположного пола.

Первые упоминания о гомосексуализме обнаружены в папирусах Древнего Египта (в середине III тысячелетия до н. э.). Известно, что гомосексуальные отношения были распространены у первобытных народов Африки, Азии и Америки. Особый культ этих отношений существовал в Древней Греции, где женский гомосексуализм получил название "лесбийская любовь" или "сафизм", по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос. Женский гомосексуализм также обозначают термином "трибадия" (от греч. "трибеин" - тереть), который указывает на используемый трибадами метод удовлетворения полового влечения.

Вавилоно - месопотамская культура относилась к однополой любви достаточно терпимо, в то время как в Древнем Египте она порицалась. В иудаизме нейтральное отношение к гомосексуальности существовало до вавилонского плена, после которого она стала резко осуждаться.

В Древней Греции с начала VI века до IV века до н.э. чрезвычайно большое распространение обрела педерастия (мужеложство). В гомосексуальной паре была даже особая система отношений между опекаемым юношей и опекуном. Древнегреческий историк Страбон (I в. н. э.) писал: "Цвет юности 12-летнего мальчика поистине желанен, но в 13 лет он еще более восхитителен. Еще слаще цветок любви, расцветающий в 14 лет, а к 15 его очарование возрастает. 16 лет - это божественный возраст". Процветали гомосексуальные отношения и в отличавшейся суровыми нравами Спарте. Знаменитый военачальник, спартанский царь Леонид, возглавлявший в известном сражении против персидского войска у Фермопил отряд из трехсот спартанцев, исповедовал идеи Платона: "Горстка любящих и возлюбленных, сражавшихся плечом к плечу, могла победить целую армию. Для любовника было невозможно бросить оружие и бежать из рядов воинов на глазах у своего возлюбленного. Он предпочел бы тысячу раз умереть такому унижению... Самых трусливых воодушевлял Бог любви, и они становились равными любому смельчаку".

В данное время распространение гомосексуальности сложно оценить объективно. Как и в случае других сексуальных девиаций, порицаемых обществом, лица, страдающие ими, скрывают свои особенности и не обращаются за врачебной помощью. По данным одних специалистов гомосексуальность присуща 7-10% людей, другие же утверждают, что к этой категории относится не более 3-4% населения.

В 1974 году Американская ассоциация психиатров официально признала, что гомосексуализм - не болезнь.

Речь в данном случае идет об особенности личности о нетрадиционной сексуальной ориентации, а отнюдь не о заболевании. К началу 80-х годов в США сложилось спокойное и терпимое отношение к гомосексуалам. Исчез из употребления даже сам термин "гомосексуализм": склонные к этой девиации индивиды называют себя "геями", "голубыми". В прессе обычно употребляют выражение "лица, практикующие альтернативный образ жизни". Однако появление такой страшной и неизлечимой болезни, как СПИД, поражающей мужчин - гомосексуалистов чаще, чем других, вновь породило в американском обществе настороженное отношение к гомосексуалам.

Крайне жестокое, нетерпимое отношение к людям с гомосексуальной ориентацией получило определение в виде понятия "гомофобия". К концу XVII века гомофобия в Европе привела к тому, что гомосексуальность расценивалась как деяние более страшное, чем уголовное преступление, и каралась смертной казнью. В XIX веке законы в отношении гомосексуалистов постепенно начали смягчаться. Кодекс законов Наполеона, являвшийся во многих отношениях весьма гуманным и прогрессивным, признавал гомосексуальный контакт между взрослыми индивидами преступлением лишь в тех случаях, когда применялось насилие, либо подобный контакт осуществлялся публично, оскорбляя общественную мораль. Напомним, что до 1725 года во Франции гомосексуалов сжигали на кострах; в Англии же смертная казнь по отношению к ним применялась вплоть до 1861 года. В 1895 году Англию потряс судебный процесс над писателем Оскаром Уайльдом, обвиненным в гомосексуальности и осужденным на два года тюренемало заключения.

В России в 90-е годы XIX века было принято "Уложение о наказаниях", в котором под № 995 фигурировало наказание для гомосексуалов: "Лишение всех прав сословия, ссылка в Сибирь, для христиан - отлучение от церкви".

Интересен тот факт, что тоталитаризм всегда соседствует с нетерпимостью и жестокостью не только по отноше­нию к инакомыслящим, но и к "инакоживущим". Вспомним, что в гитлеровской Германии физическое уничтожение гомосексуалистов наряду с евреями и цыганами было частью политической доктрины. То же наблюдалось и в нашей стране: 7 марта 1934 года появилось постановление Президиума ЦИК СССР "Об уголовной ответственности за мужеложство", предусматривавшее за гомосексуализм гораздо более жестокие наказания, чем те. которые существовали в дореволюционной России. Статья 121 Уголовного Кодекса РСФСР карала мужеложство лише­нием свободы на срок до пяти лет. Есть данные о том. что за 50 лет существования этой статьи по ней было осуждено более 50 тысяч человек. Эта статья, изначально абсурдная, носила и чисто дискриминационный характер: она не осуждала женский гомосексуализм.

Наука и сегодня не может однозначно ответить на вопрос о происхождении гомосексуализма, как, впрочем, и других девиаций. Большинство исследователей считает, что он может быть порожден причинами как генетически обусловленными, так и приобретенными в течение жизни индивида. Есть сведения о том, что получение беременной женщиной некоторых видов гормонов может у рожденных ею детей вызывать склонность к гомосексуальности.

Фрейд, напротив, считал, что однополая и разнополая любовь имеет один и тот же психологический источник, а именно - врожденную предрасположенность каждого человека к бисексуальности. Нормальное психосексуальное развитие человека определяет его гетеросексуальный выбор, но при особых жизненных обстоятельствах (например, неправильное разрешение Эдипова комплекса) нормальное развитие может остановиться на одной из промежуточных стадий и в будущем трансформироваться в гомосексуализм. Считая, что для всех людей без исключения характерны скрытые гомосексуальные наклонности, Фрейд был уверен, что при определенных условиях они могут в зрелом возрасте проявиться в гомосексуальном поведении.

Интересен отрывок из его письма, адресованного матери одного гомосексуалиста: "Несомненно, гомосексуализм не преимущество, но и стыдиться его незачем. Это не порок, не деградация, не болезнь. Мы считаем его разновидностью сексуального развития. Многие глубоко уважаемые личности прошлого и настоящего были гомосексуалистами. Вот имена некоторых из них: Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и другие. Это великая несправедливость - преследовать гомосексуализм как преступление - и жестокость тоже".

Биологическая предрасположенность, даже если она и существует, не является предопределенной. Известно, насколько важны среда общения и жизненные обстоятельства для формирования и черт личности, и особенностей сексуального поведения. Юноши (девушки) или подростки - впечатлительные, малосамостоятельные и зави­симые от своей среды общения часто имитируют те формы поведения, включая и сексуальные, которые в этой среде приняты. Эти влияния среды особенно могут быть опасны и травматичны в закрытых учебных заведениях, в армии, в тюрьме, в исправительном лагере. Особенно опасен опыт, приобретенный в этих "закрытых" сообществах для тех, у кого еще не сложился и не закрепился стереотип сексуального поведения, то есть именно для подростков и юношей (девушек).

Широко известны случаи формирования гомосексуализма на основе чисто психологических механизмов.

Пациент К., 24 лет, обратился с вопросом: "Можно ли еще что-нибудь исправить?".

Он рос и развивался нормально, пережил в возрасте 7-8 лет первую "романтическую" привязанность к однокласснице. С 12-13 лет ощущал влечение к женщинам, с 13 лет мастурбировал. В возрасте 14 лет начал занятия борьбой в спортивной секции. Через полгода во время тренировки, у него возникла эрекция которую заметили товарищи. Все смеялись, подшучивали над ним, отчего он почувствовал большое смущение и неловкость. Через некоторое время подобная ситуация повторилась, и среди общего смеха кто-то из юношей заметил, что К. "голубой". Все подхватили насмешку и закрепили за ним это прозвище. К. был очень напуган, травмирован происшедшим, вскоре прекратил занятия в секции. Подолгу задумывался о себе, о своем будущем. Достал соответствующий том Большой медицинской энциклопедии, где изучил статью "Гомосексуализм".

К своему ужасу, "обнаружил" у себя кое-что из описываемых симптомов. Стал замкнутым, угрюмым, ухудшилась учеба. В возрасте 15 лет услышал от кого-то о бане, где собираются гомосексуалисты. Пошел туда, "чтобы проверить себя ". В этих же целях не препятствовал попыткам знакомства со стороны взрослого мужчины. Пошел к нему в гости, где после распития алкогольных напитков состоялся первый гомосексуальный контакт. После этого полностью утвердился в оценке себя как гомосексуала, на протяжении ряда лет ведет активную гомосексуальную практику.

Транссексуализм

Индивиды, неуклонно стремящиеся поменять свой пол на противоположный, известны медикам издавна. Такие люди существовали всегда, но долгие века они воспринимались, мягко говоря, как сумасшедшие и находились за гранью не только бытового, но и медицинского сознания. В 1966 году американскому исследователю Г. Бенджамину в своей книге, посвященной этому вопросу, удалось убедить медицинскую общественность в том, что прежнее мнение о наличии у этих людей психического заболевания было неверным. Он же ввел сам термин "транссексуализм" и доказал, что в данном случае речь идет об особой форме психосексуального расстройства, при котором тело человека остается достаточно здоровым (в отличие от гермафродитизма) и являет собой признаки одного пола, а психика (достаточно здоровая с точки зрения психиатрии) принадлежит че­ловеку другого пола. что подтверждается всем его поведением и стилем жизни, привычками, манерами, одеждой.

В 50-е годы нашего века мир был поражен: в США с успехом прошла первая операция по "переделке" мужчины в женщину. Этот факт не укладывался в обыденном сознании. Перечень противопоказаний для подобных операций был значительно сокращен, демонстрируя преобладание псевдогуманистической позиции: "Если человек хочет, его нужно прооперировать", породившей немало трагических ошибок.

К сегодняшнему дню накоплен огромный фактический материал, касающийся проведения таких операций. Изучение проблемы транссексуализма представляется немалообещающим и в научно-теоретическом плане. Ученые считают, что исследование проблемы прояснит наконец, что составляет суть понятий "мужчина" и "женщина" в природе и в обществе, как эти понятия возникли и каковы их критерии. Этот. казалось бы, очевидный вопрос далеко не так ясен, как кажется.

Вопрос о перемене пола в каждом конкретном случае должен решаться только специалистами с позиций четких медицинских показаний. Но эта проблема касается не только медицины: она была и остается предметом споров, обсуждаясь с позиций гуманизма, этики, социальных и юридических норм. Она, пожалуй, как ни одна другая врачебная проблема, требует особо тщательного и взвешенного подхода. Ее решение должно строиться на основе компромисса между стремлением врача помочь страданиям пациента, желанием самого пациента и объективной необходимостью смены пола.

Истинный транссексуализм - довольно редкое явление в человеческой популяции. В 80-е годы в США и Европе транссексуализм среди мужчин встречался в одном случае из 40 000-100 000, а среди женщин - в одном из 103 000-400 000. Такое соотношение сохраняется и сейчас: мужчин-транссексуалистов насчитывается примерно в три раза больше, чем женщин. Что же касается мнимого транссексуализма, то это явление распространено гораздо чаще у женщин.

С транссексуализмом связана глубинная неудовлетворенность своей половой ролью, однако решение о лечении со сменой пола является чрезвычайно ответственным как для врачей, так и для самого пациента. Необходимо проведение тщательного обследования с привлечением многих специалистов. Но даже если врачи установили, что есть основания для операции, они, чаще всего, не могут сделать ее без серьезной подготовки и длительной проверки правильности их решения. В США, например, лечение со сменой пола проводится бригадой специалистов. состоящей из психолога, психиатра, гинеколога, эндокринолога, уролога и хирурга.

До смены пола хирургические пациенты в течение одного-двух лет осваивают новое ролевое поведение, помимо различных процедур получают поддерживающее гормональное лечение. Операция проводится только после обследования пациента, позволяющего убедиться, что после испытательного срока он будет признан психологически стабильным и сможет приспособиться после операции к новой половой роли.

Для тех людей, которым операция явно не показана (не установлен транссексуализм, выражены признаки психологической нестабильности, очевидны трудности в социальной адаптации), очень важно осознавать источники и причины своей полоролевой неудовлетворенности, внутренних конфликтов, мешающих им ощущать себя полноценными мужчинами или женщинами. Бывает, что именно конфликты, связанные с половой ролью (если они не находят нормального разрешения в семье или ближайшем окружении), как раз и заставляют принять такое "естественное" решение, как хирургическая смена пола.

Интересен тот факт, что в случаях транссексуализма у лиц, биологически принадлежащих к мужскому полу, наблюдается известное отставание в физическом развитии; у лиц женского пола, наоборот, отмечается преимущественно ускоренное физическое развитие. Не менее интересно и то, что у этих людей биоритмы и ритм выделения гормонов соответствуют параметрам противоположного пола.

У истинных транссексуалов с раннего детства отмечаются особые черты характера, которые впоследствии становятся основой заболевания. Такие девочки хотят быть мальчиками, переодеваются в их одежду и играют в мальчишеские игры. Они ненавидят себя как девочек. Мальчики же, соответственно, чувствуют и ведут себя как девочки. Предполагается, что таких детей 2-3% от общего количества. В подростковом возрасте эти проблемы обостряются: они начинают испытывать отвращение к собственному телу, особенно к половым органам, тщательно маскируют все внешние признаки своего пола (девушки, например, туго бинтуют грудь). Весь их облик приобретает "нейтральные" черты, когда ни одежда, ни прическа, ни манеры не несут признаков пола (свитер, джинсы, короткая стрижка). Девушки стремятся заниматься культуризмом, карате, конным спортом. Юноши - гимнастикой. танцами и т. д. Крайне велика тяга к ношению одежды противоположного пола, желание называться именем, принадлежащим противоположному полу. Юноши женственны, кокетливы, обращает на себя внимание плавность движений. Обычно они не курят, не пьют, не употребляют в речи нецензурных выражений. Держатся подальше от шумных компаний, предпочитая одиночество, либо дружбу с женщинами, из домашних работ отдают предпочтение женским. Девушки, наоборот, курят, выпивают, охотно допускают брань в разговоре, склонны к дракам. У них резкие движения и угловатые манеры, они носят мужскую одежду, такие девушки с удовольствием выполняют мужскую работу по дому, увлекаются техникой.

В сновидениях и фантазиях на эротические темы они видят себя только лицом противоположного пола. Обычно к 20 годам формирование транссексуализма полностью завершается. Это проявляется в следующих признаках: постоянное или почти постоянное ношение одежды противоположного пола; сходство с противоположным полом, достигаемое за счет голоса, интонаций, характера движений, манер, внешнего вида. Эти люди стремятся играть роль противоположного пола и в сексуальных контактах, и в личной жизни, и в социальном аспекте.

Если диагноз истинного транссексуализма подтвержден, то пациенту дается год на смену паспортного пола и адаптацию к новой половой роли.

Пациент М., 28 лет, предприниматель, обратился с просьбой дать разрешение на смену пола.

В детстве мать часто говорила о том, что они с отцом очень хотели иметь девочку. Мать периодически одевала его как девочку, он носил длинные волосы. Помнит, что когда прохожие называли его девочкой, возникали приятные ощущения. Во дворе сторонился мальчиков с их шумными играми, стремился играть с девочками либо в одиночестве дома. Очень любил кукол, наряжал их в различную одежду. Рос тихим, мечтательным ребенком.

Помнит, что в возрасте 5-6 лет родители ругали его за попытки надеть чье-то платье. В школе почувствовал, что отличается от других детей, замкнулся в себе. С 10 лет в фантазиях представлял себя девочкой, красивой и обаятельной, за которой ухаживают мальчики. В сновидениях с этого возраста также видел себя в женской роли. Дома подметал, шил и штопал, хотел научиться вязать. Из-за этого произошел затяжной конфликт с отцом, который, заметив неладное, пытался силой заставить его заниматься футболом, боксом. Помнит свои страдания, когда отметил появление усов, пытался их выщипывать.

Ощущал потребность маскировать перед уроками физкультуры половой член, который, как ему казалось, "слишком выпячивается" (прилеплял его пластырем).

В тайне от родителей носил предметы нижнего женского белья. Мечтал стать женщиной, разрабатывать модели одежды. После школы уехал в другой город, где думал под видом поступления в институт реализовать свои устремления. В общежитии из-за манер и внешнего вида имел ряд конфликтов. Стал снимать комнату, часто переодевался в женскую одежду, пользовался косметикой. Начал в таком виде выходить в город. Однажды был разоблачен группой подростков и жестоко избит. В больнице находился под наблюдением психиатра. Понимая, что не сможет служить в армии, симулировал бредовые мотивы своего поведения. Был переведен в психиатрическую больницу, после чего комиссован. Имел ряд сексуальных контактов с мужчинами, в которых представлял себя в женской роли и соответственно этому реализовывал сексуальный контакт. Понимает все проблемы, связанные с переменой пола, и готов их решать.

После проведения комплексного обследования получил разрешение на смену паспортного пола. Сменил все документы, прекратил скрываться, использует все атрибуты женского пола - от косметики до одежды. После наблюдения, продолжавшегося в течение года, перенес хирургическую операцию по коррекции пола. Живет с постоянным партнером, убирает квартиру, готовит еду, думает о браке и усыновлении ребенка из детского дома. Полностью удовлетворен жизнью, считает, что впервые так счастлив.

Трансвестизм

Иначе - эонизм, метатропизм, заключается в стремлении индивида принимать внешний вид противоположного пола (за счет одежды, макияжа), что вызывает у него сексуальное удовлетворение. Термин предложен М. Гиршфельдом (1870).

Само явление известно человечеству очень давно. В Пятой книге Моисея (Ветхий Завет) говорится: "Женщина не должна носить мужское снаряжение, а мужчина не должен одеваться в женское платье. Тот. кто совершает подобное, противен Господу". Известно, что в 1431 году Жанну Д'Арк приговорили к сожжению на костре, предъя­вив ей среди множества других, обвинение в ношении мужского платья.

При трансвестизме сам факт ношения одежды другого пола является источником сексуального удовлетворения, при условии, что мотивом переодевания является не что иное, как стремление получить именно сексуальное удовлетворение (например, не являются проявлениями трансвестизма переодевание в одежду, удобную для выполне­ния ряда работ, или региональные обычаи, такие, как ношение мужчинами юбок в Шотландии). Очевидно, что в этом случае все аксессуары одежды противополож­ного пола играют роль фетиша (см. ниже: фетишизм). При этом отмечены случаи ношения нижнего белья противо­положного пола при верхней одежде своего пола, что по­зволяет избегать конфликтов с социальным окружением.

Страсть к переодеванию обычно проявляется еще в детстве. Чаще этот вид сексуальных девиаций встреча­ется у мужчин, большинство из них имеет несколько же­ноподобные характеристики телосложения. Как пра­вило. трансвеститы имеют семью, в которой супруг смиряется с "причудами" партнера.

Пациент М., 37 лет. мужчина. Обратился за лечением. С тех пор. как себя помнит, испытывает потребность к пе­реодеванию в женскую одежду.

В детстве проблем с этим не имел, участвовал в дра­матических кружках, где всегда играл роли девочек. В возрасте 7-8 лет столкнулся с противодействием роди­телей и учителей. Стал переодеваться в женскую одежду тайком, понял, что в этом есть что-то предосудительное. В развитии несколько отставал от сверстников, оволосе­ние наступило позже, до 19 лет не брился. С 16-17 лет начал испытывать неодолимое желание к переодеванию и хождению по улицам в женском обличье. Брал с собой одежду в сумке, уезжал в пригород, переодевался, прово­дил день в женской одежде, вновь переодевался и воз­вращался домой. Никто из близких об этом не знал. В возрасте 23 лет познакомился с девушкой и полюбил ее, через один год они поженились. Через два года родилась дочь, которую пациент очень любит. Пытался открыться жене, но встретил непонимание и осуждение. Последние десять лет имеет ключ от сарая дальнего родственника в пригороде, где хранит несколько комплектов нижнего женского белья и верхнего платья, косметику. Один-два раза в месяц под видом местных командировок с утра до вечера бродит в женском платье по городу, ходит в кино, кафе, женские туалеты. Особое наслаждение испытыва­ет, вступая в разговоры с прохожими, воспринимающими его как женщину. Недавно, во время такой "командиров­ки" беседовал с цыганками, был задержан милицией без документов, препровожден в отделение милиции, где открылась правда. Испуган происшедшим, боится за бу­дущее, за семью, просит о помощи. При осмотре пациен­та М. было выявлено слабое развитие мускулатуры, же­ноподобные черты в телосложении без каких-либо признаков гермафродитизма.

Садизм

Девиация, при которой сексуальное удовлетворение достигается при жестоком обращении с партнером, его унижении, причинении ему боли, а в некоторых случаях даже умерщвлении жертвы. Имеется точка зрения, что садизм является патологическим вариантом гипермаскулинного поведения (Б. Л. Гульман, 1994).

Садистские наклонности чаще отмечаются у лиц с воз­будимой, шизоидной психопатией, различными уровня­ми олигофрении или страдающих органическим пораже­нием головного мозга. Психосексуальное развитие таких лиц чаще преждевременное, у половины из них отмеча­ются асинхронии полового развития.

Сексуальное поведение у садистов мотивировано аг­рессивным импульсом.

Социальный уровень личности нарушен вследствие антисоциального мировоззрения, низкого культурного уровня личности, отсутствия морально-этических уста­новок.

Психологический уровень также нарушен вследствие наличия типичных для садистов черт характера (возбу­димости, агрессивности, злобности, эгоцентричности).

Термин восходит к имени известного маркиза де Сада, жившего во Франции в XVIII веке. Этот дворянин, имев­ший родовой замок в Провансе, писал романы, с помо­щью которых намеревался реформировать общественное сознание. Дело в том, что после периода вседозволенности в сфере секса во Франции Людовика XIV пришедший к власти в 1775 году король Людовик XVI стал сурово бо­роться за семейную нравственность и строгость нравов в обществе. Теща маркиза де Сада написала на него донос королю, обвинив де Сада в разврате. Его заключили в Ба­стилию, где он написал роман "Жюстин", в котором по­пытался описать все виды сексуальных отклонений. Пос­ле отбытия срока заключения де Сад вскоре вновь попал в тюрьму, и вновь по инициативе тещи. Второй раз он ос­вободился уже в период Французской революции (1792). Маркиз, воодушевленный революционными идеями, пи­сал и ставил пьесы в которых пытался опровергнуть само понятие морали ("Человек может делать все, что он хочет"), и опять попал в тюрьму - на этот раз по полити­ческим соображениям. В общей сложности маркиз де Сад провел в заточении 27 лет. В конце жизни его поместили в психиатрическую лечебницу, где он продолжал писать книги и ставить пьесы с душевнобольными.

Чаще всего садизм проявляется в создании такой ситу­ации, когда один сексуальный партнер полностью беспо­мощен и подчинен другому, пребывает в страхе. Садизм выражается в потребности полного господства одного че­ловека над другим, овладения им и подчинения в такой степени, что можно его подвергать унижениям и издева­тельствам, причинять ему боль. Проявления садизма в его широком понимании тесно связаны с понятием агрессив­ности - явления, широко распространенного в любом че­ловеческом сообществе. Удовлетворение скрытых са­дистских тенденций можно видеть даже в таких, казалось бы, социально безобидных формах, как некоторые виды спорта или зрелищ (бокс, борьба, коррида, кинобоевики и фильмы на военную тематику и т. п.).

В истории массовыми проявлениями садизма можно считать бои гладиаторов, военные кампании, публичные казни, инквизицию. Эти же тенденции нашли свое выра­жение в некоторых религиозных обрядах и ритуалах, пре­дусматривавших человеческие жертвоприношения.

Психоаналитики рассматривают садистские наклон­ности как активную форму садомазохизма, характерную для мужчин. Мазохистские склонности, основной чертой которых является пассивность, они считают свойственными женщинам. Понятие "активность" в данном случае вклю­чает в себя все то, что побуждает к деятельности для дос­тижения цели; в то же время пассивность рассматривается как достижение цели посредством терпения и ожидания. Однако совершенно неправильно делать вывод о том, что садизм наблюдается чаще у мужчин, а мазохизм - у жен­щин. Интересно, что на самом деле обе эти наклонности чаще встречаются у мужчин, чем у женщин. Достаточно часто садистские тенденции проявляются только в фанта­зиях человека, сопровождающих сексуальный контакт и обеспечивающих сексуальное возбуждение. Понятно, что об этом не догадывается даже его партнер.

Крайним проявлением садизма является убийство с целью получения сладострастных переживаний. Факти­чески убийство является апофеозом беспредельной вла­сти над другим человеком, что обеспечивает садисту выс­шую степень возбуждения и наслаждения. Зачастую соб­ственно полового акта с жертвой не происходит, создается лишь имитация коитуса, при котором разрываются есте­ственные отверстия тела либо разрезается горло, вспары­ваются грудь, живот, половые органы. Вспомним Чикатило, который приставлял нож к своему лобку и втыкал его в жертву, имитируя фрикционные движения полово­го акта.

Обычно убийства, совершенные садистами, разделя­ют на две группы: первая характеризуется запланированностью, тщательным продумыванием всех деталей пре­ступления. Такие убийства имеют для убийцы значение определенного ритуала.

Преступления второй группы наиболее распространены и характеризуются внезапностью случившегося и для са­мого садиста. Убийство является результатов мгновенной эмоциональной вспышки, неконтролируемой агрессии. Никакой подготовки и планирования в этих случаях не про­водится.

Среди немалообразных сексуальных действий, в осно­ве которых лежат садистские наклонности, можно рас­смотреть следующие:

- сексуальный вампиризм, то есть сочетание садиз­ма с фетишизмом (см. ниже), при котором роль фетиша играет кровь сексуального партнера. В таком случае сек­суальное наслаждение доставляют царапание, укусы, а также - вид или вкус крови партнера. В своих крайних проявлениях сексуальный вампиризм может приобретать

форму убийства партнера, расчленения его тела, вплоть до питья крови и поедания плоти с целью получения мак­симального сексуального наслаждения;

- флагелляция (флагелломания, диппольдизм) так­же является разновидностью садизма, которая проявля­ется в самобичевании, нанесении себе ударов, ран, уве­чий с целью получения сексуального наслаждения. Бичующий часто наносит удары и себе, и партнеру. Би­чевание в рамках воспитательных действий называется диппольдизмом, по имени учителя Диппольда, который применял столь жестокое избиение своих учеников, что забил одного из них до смерти. При этом он бичевал и себя, получая сексуальное удовлетворение;

- салиромания, являющаяся разновидностью садиз­ма в сочетании с фетишизмом, когда сексуальное воз­буждение и удовлетворение достигаются при мараний партнера грязью, мочой, калом. Явное отрицание совре­менной культурой таких действий, чувство омерзения и гадливости со стороны партнера часто являются осо­бым возбуждающим стимулом для садиста.

Мазохизм

Иначе - алголагния, пассивизм, алгофилия. Противо­положен садизму, но оба эти состояния являются взаи­модополняющими. Мазохизм характеризуется достиже­нием сексуального наслаждения в ситуациях, связанных с полной подчиненностью и покорностью. Мазохист ищет боли для наслаждения. Термин - производное от имени писателя Л. Захер-Мазоха, описавшего это явление в сво­их романах. Классическим примером проявления мазо­хизма является описание Ж.-Ж. Руссо в его "Исповеди" того величайшего наслаждения, которое он испытал, ког­да воспитательница секла его по обнаженным ягодицам.

В XI веке в Европе возникла секта флагеллантов (са­мобичующихся), которая к XV веку получила весьма ши­рокое распространение в Италии, Германии, Франции и в ряде других стран. Секта проповедовала искупление грехов путем публичного самобичевания и крещения кро­вью. По средневековым городам передвигались толпы флагеллантов, наносящих себе удары кнутами, хлыста­ми и прутьями. В это же время в школах и в армии широ­ко распространились телесные наказания в виде порки, бичевания, сечения (в ходу были наказания розгами, шпицрутенами, палками).

Такая ситуация способствовала появлению как сади­стов, так и мазохистов.

Как и садизм, мазохистские наклонности могут про­являться в символической форме. "Валяться в ногах жен­щины-повелительницы, исполнять ее прихоти, умолять ее о прощении было для меня высшим наслаждением", - писал Ж.-Ж. Руссо. В парах, где мужчина подвержен ма­зохизму, чаще всего разыгрываются определенные сце­нарии поведения. Мазохисты предпочитают такие ситуации, когда женщина предстает в роли суровой и вла­стной госпожи, которой они рабски подчиняются. Такая женщина должна предварительно помучить партнера, прежде чем позволить ему получить сексуальное удов­летворение. Формы "мучительства" могут быть весьма немалообразны. Чаще всего они связаны с тем, что мазо­хист в своем воображении и реальном поведении испол­няет роль слуги, этот вариант мазохизма называется пажизмом. Известны мазохистские игры, где мужчина исполняет роль невольника (сервилизм). Он позволяет себя связать, покорно переносит унижения. Зачастую ма­зохисты играют роль собаки: на них надевают ошейник, им бросают пищу на пол и т. п.

Мазохизм является гораздо менее социально опасным, чем садизм, поскольку мазохист никогда не нападает на других людей и не становится убийцей. Психоаналитики рассматривают мазохизм как своего рода садизм, направ­ленный на собственную личность. Это отвечает представ­лениям о том, что любая агрессия включает в себя садистический компонент, который имеет сексуальный харак­тер. Именно поэтому садизм и мазохизм, казалось бы, про­тивоположные понятия, чаще всего объединяют в единый комплекс-садомазохизм. Эти сексуальные девиации до­полняют друг друга. Они соотносятся друг с другом как негатив и позитив одной и той же фотографии. Наконец, обе эти тенденции могут наблюдаться у одного и того же человека и менять степень выраженности в зависимости от периода жизни, внешних обстоятельств и особеннос­тей поведения сексуального партнера. Возможно, что страдания в определенной мере способствуют интен­сивности эротической любви. Недаром Саади писал о том, что "любовь есть боль". Сильная влюбленность всегда сочетает желание безраздельно властвовать над возлюб­ленным партнером (садистская тенденция) и в то же вре­мя полностью принадлежать ему, раствориться в нем, удовлетворять любые его прихоти и желания (мазохистская тенденция).

Обследуемый Б., 24 лет, направлен на сексологичес­кую экспертизу в связи с совершением тяжкого пре­ступления.

Рос и развивался нормально, но с раннего детства по­мнит свою вспыльчивость и раздражительность. Всегда легко впадал в ярость, в спорах со сверстниками мог уда­рить камнем по голове, кусался, "не помнил себя от гне­ва". Вспоминает, что с особым наслаждением калечил мух, жуков, кошек. В связи с этими поступками возникали кон­фликты с взрослыми, что еще больше его озлобляло.

С 14 лет начал мастурбировать, при этом фантазиро­вал о том, как унижает женщину, делает ей больно, как она кричит, стонет, молит о пощаде. Половую жизнь на­чал с 18 лет, постоянной женщины не было, так как из-за его грубости и жестокого обращения контакты сразу пре­кращались. В возрасте 20 лет имел судимость (с отсрочкой приговора) в связи с тем, что в момент полового контакта избил и до крови искусал женщину. Суд расценил эти действия как хулиганство. В последние годы может достичь эрекции только при фантазиях на тему издевательств и убийства маленьких девочек. Полгода назад на улице встретил девочку 8 лет, почувствовал внезапное и очень резкое возбуждение. Завел девочку в подвал, где изна­силовал в задний проход, после чего руками разорвал ей рот и влагалище, затем убил и пытался спрятать тело, с тем, чтобы ночью вынести из подвала в надежде скрыть преступление.

Пациентка С., 23 лет, обратилась вместе с мужем и по его настоянию. В браке состоит два года.

Со слов мужа, С. очень ласкова, спокойна, исполни­тельна. С первых встреч заявляла, что ради него "готова на все", что льстило самолюбию жениха. При половых контактах просила "сделать больно", интонации были умоляющие, униженные. Сначала муж считал, что это "игра, шутка". В последнее время встревожился из-за тре­бований жены связывать ее перед половым контактом, унижать, стегать ремнем. В противном случае С. отказы­вается от близости, плачет, заявляет о том, что "он ее не понимает и не любит".

Фетишизм

Фетишизм является одним из наиболее распространен­ных сексуальных отклонений. Термин происходит от французского слова "фетиш" - идол. кумир. Первона­чально это слово означало фигурки, являющиеся пред­метом религиозного культа и поклонения у примитивных народов. В этом смысле фетиш означает особо желанный предмет, обладающий волшебной силой, в связи с чем его следует почитать и ему поклоняться. Термин "фети­шизм" (сексуальный символизм), появившийся в 1887 году, означает возникновение возбуждения и получение сексуального удовлетворения от созерцания одежды, ка­кого-либо предмета, либо части тела, символизирующих сексуального партнера, или от манипуляций с ними. Таким образом, для фетишиста нет необходимости в при­сутствии сексуального партнера, поскольку фетиш его полностью заменяет и даже является гораздо предпочти­тельнее.

Практически любая часть человеческого тела и любой предмет могут стать фетишами. В определенном смысле сексуальный вкус, определяющий выбор партнера, также является разновидностью фетишизма, когда какой-то при­знак является определяющим и "заслоняющим" все осталь­ное ("только блондинки", "только высокие мужчины", "вы­сокая большая грудь" и т. п.).

В случае сексуальной девиации этот признак совершен­но вытесн

 


См. также

Сексуальные девиации

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru