Традиционно в отечественной психологии
настроенность понимается как готовность к выполнению какой-либо
деятельности: "Например, у заключенного, привыкшего начинать
работу в одно и то же время, перед началом смены возникает
оптимальная рабочая настроенность (психологическая мобилизованность
по К.К. Платонову, готовность к труду - по Н.Д. Левитову), состояние
уверенности и бодрости, он с первой же минуты входит в ритм
труда" [36, c.16]. Если под настроением обычно понимается
"устойчивое переживание каких-либо эмоций" [29, c.194],
"длительное переживание некоторых не особенно сильных
эмоций" [123, c.259], длительная, спокойно протекающая эмоция
[53, c.146], "Среднее состояние таких однородных чувствительных
тонов ощущений и представлений, существующих в пределах известной единицы времени"
[180, c.220] - одним словом, как отметил Б.Д. Парыгин,
"настроение может обладать сравнительно большой
устойчивостью" [120, c.21], то настроенность - производная от
настроения - и является одной из двух компонент (другая -
аффективный фон) настроения, обеспечивающая устойчивость настроения
во времени. Аналогичным образом, если под фрустрацией (как
состоянием) обычно понимается "расстройство (планов),
уничтожение (замыслов)" [89, c.118] плюс негативные
эмоциональные реакции на фрустрацию: агрессия, досада, тревожность,
подавленность, обесценивание цели или задачи [107],
фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более
или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к
удовлетворению какой-либо жизненной потребности [208], то
фрустрированность - производная от фрустрации - является одной из
двух компонент (другая - аффективный фон) фрустрации, обеспечивающая
сохранение фрустрации во времени, а также "приводит к
дезорганизации сознания, деятельности и поведения человека"
[202, c.17]. Следует отметить, что, хотя настроение и фрустрация
антонимами не являются, настроенность и фрустрированность таковыми
являются полностью.
Как мы уже отметили, настроенность -
фрустрированность является мерой координированности психических
процессов. Поскольку объектом нашего исследования является субъект
деятельности, то наиболее важным для нас процессом является воля, а
именно мотив и действие (см. [30, c.64]). В этом отношении нас
интересуют две связи: координация мотивов и координация мотива и
действия. Т. Рибо писал следующее: ":основным условием хотения
является иерархическая координация, т.е. недостаточно того, чтобы
рефлексы координировались с рефлексами, желания с желаниями,
разумные наклонности с разумными наклонностями, но необходима также
координация с соподчиненным, которая вся ведет к одному пункту -
именно к той цели, которой надо достигнуть" [141, c.134]. В
":когда побуждение очень сильно и неожиданно,
т.е. когда в нем соединяются все условия напряженности, то оно в
большинстве случаев вызывает действие" [141, c.49] - по Т. Рибо
между мотивом и действием находится процесс побуждения или хотения,
сила которого и определяет выльется ли мотив в действие или нет.
Исходя из этого в качестве требования к координации мотива и
действия мы вводим напряженность побуждения.
Подводя итоги, мы можем сказать, что
предположительно основными факторами настроенности -
фрустрированности являются следующие:
1. Достаточность иерархической координации
мотивов,
2. Напряженность побуждения,
3. Эмоциональная устойчивость,
4. Активность восприятия,
5. Самостоятельность мышления.
Безусловно, без детального исследования,
эмпирического подтверждения связи настроенности и психических
процессов нельзя делать глубоких и основательных обобщений, но обзор
имеющихся сведений в научной литературе позволяет делать некоторые,
предварительные выводы. Так по отношению к эмоциям можно говорить о
том, что эмоциональное напряжение мешает постановке цели [32, c.17]
и поэтому в качестве меры координированности эмоций с мотивами и
целью выступает эмоциональная устойчивость [1]. Согласно Е.Т.
Соколовой "чем большей смыслообразующей силой обладает мотив,
тем более значительные изменения претерпевает деятельность
испытуемых, и соответственно, сам процесс восприятия" [154,
c.81]. Исходя из этого, мы можем говорить о таком необходимом
восприятию свойстве как активность восприятия. Существуют
разнообразные фактические свидетельства тому, как зависимость
мышления (навязанные посылки, нарушенные логические операции)
пагубно сказывается на процесс целеобразования (по отношению к
педагогическому процессу см. [59] и [201]; по отношению к спортивной
деятельности см. [56]). Поэтому в отношении мышления мы можем
говорить о его самостоятельности как необходимому фактору
целеобразования.