Ограничения и самоограничения в жизни подростка

   Именно подростковый возраст чрезвычайно важен для формирования и развития способности к дисциплине, в том числе и к самодисциплине. В этом период у всех подростков происходит переосмысление понятия дисциплины. Раньше они выполняли что-то или воздерживались от выполнения чего-то потому, что так надо: таковы традиции (чистить зубы, например) или просто потому, что надо слушаться старших. Подросток постепенно и последовательно отстаивает свою самость: он отказывается и от слепого следования традициям, и от безоговорочного подчинения старшим.

Успешное преодоление этого периода приводит к тому, что человек обретает способность к самодисциплине, а также способность подчиняться - но уже осознанно, в партнерском ключе. Затягивание этого периода грозит многими неприятностями: низкой самодисциплиной, переходящей в полное безволие, конфликтным поведением с окружающими, нестабильной самооценкой.

Для подросткового возраста (особенно позднего) довольно характерно прогрессирующее стремление к самоограничениям. До этого у подростка все аспекты бытия сводились к приятным и неприятным. К приятному надо приблизиться, от неприятного отдалиться. Лишь внешние обстоятельства (воля родителей или иных взрослых, объективные обстоятельства) могут стать преградой между ребенком и удовольствием. Теперь подросток уже понимает, что многое из того, что хочется, - вредно. Вредно, например, курить, пить спиртное, "баловаться" наркотиками, вредно много кушать или не заниматься вообще физкультурой. Полезное, наоборот, весьма часто не является приятным. Это учеба, например, или какая-то общественная нагрузка. На каком-то этапе так или иначе подростки начинают пробовать себя в аскетизме.

Самоограничения иногда могут носить разрушительный характер (например, очень сильное ограничивание себя в еде у девочек). Родителям и учителям в такие периоды тоже бывает непросто, приходится чуть ли не каждый день перестраивать свою педагогическую линию. Многие опытные педагоги утверждают, что совместное решение проблем подросткового возраста зависит от родительской любви, сопровождающей введение ограничений и самоограничений. При этом недостаточно взывать лишь к эмоциям подростка, необходимо активно задействовать его разум. Даже если и наказывать подростка, он все равно должен чувствовать, что наказание связано с отрицательным отношением родителей к совершенному им действию, а не к его личности. В противном случае нарушается развитие ребенка.

Самоограничения, свойственные подростковому возрасту, изучались и в классическом психоанализе. Однако он не объясняет в достаточной степени причины нарушения развития ребенка, так как сведение явления только к вытесненному сексуальному драйву, комплексу Эдипа и сублимациям не раскрывает всех особенностей процесса.

Неправильное введение со стороны родителей ограничений может приводить к развитию у ребенка негативизма, который имеет различные формы проявления:

- гиподинамия,

- гипомимия,

- амимия,

- появление рудиментов кататонических проявлений, сочетающихся с

- эмоциональным уходом в себя, во время которого ребенок может подолгу смотреть в одну точку, меньше мигает, менее реактивен.

Отсутствие любви со стороны родителей при одновременном требовании выполнения ограничений может приводить к:

- протесту,

- злости,

- развитию основы будущего делинквентного поведения,

- развитию агрессивного поведения,

- развитию аутоагрессивного поведения.

Также следует учесть, что если в жизни ребенка имеет место небольшое количество ограничений и ему разрешается делать многое, в отрыве от конкретной реальности, чувство необходимых ограничений в жизни такого взрослого дефективно. Такой ребенок во взрослой жизни может быть развязным, разнузданным, ни с чем не считающимся.

В воспитании имеет большое значение культуральный аспект, с большим или меньшим числом вводимых ограничений, зависящих от определенной культуры.

Если родители вводят множество запретов, но это сопровождается отсутствием любви, такой подход относится к крайне неблагоприятному варианту. Но и другой вариант, при котором все разрешено, а любви нет, тоже неблагоприятен. Такое воспитание формирует людей:

- с мало выраженной эмпатичностью,

- не умеющих определить границы своего поведения,

- не учитывающих интересов других людей.

Формирование самодисциплины не начинается и не заканчивается в подростковом возрасте. Экспериментальное исследование особенностей развития детей привело специалистов к заключению, что формирование этических и моральных стандартов основывается на разумных ограничениях, которые родители создают детям в течение первых лет жизни. В дальнейшем, в подростковом периоде, социально успешный подросток самоограничивает себя в том числе через "включение" в модель своего поведения, в личностную структуру дисциплину, связанную с жизненным сценарием родителей и их поведением в различных социальных ситуациях, их идеи и разумные основания поведения.

Хотя подростки, особенно те, у кого сильно проявляется инстинкт эмансипации, старательно отгораживаются от влияния родителей (многие вообще избегают быть похожими на них), тем не менее они не могут полностью уйти от моделей поведения родителей, от принципов, от разумных оснований жизни. Волей-неволей стиль жизни передается детям и подросткам от их родителей.

Литература

Короленко Ц. П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.

 


Дисциплина
Способ организации поведения человека (другого или самого себя), заключающийся в довольно резких ограничениях.

См. также

Подросток

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru