Название. Коммуникативное упражнение "Дать название ситуации"
Предназначение.
Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют дать название разным коммуникативным ситуациям. Упражнение направлено как на совершенствование способности дифференцировать коммуникативные ситуации в характерных признаках, так и на развитие языкового чутья.
Качества. Коммуникативная компетенция
Содержание
Ведущий вызывает трех добровольцев, отсаживает их несколько в стороне от остальной группы, но так, чтобы все хорошо видели друг друга. Добровольцам выделяются блокноты (или планшеты с листами бумаги) и ручки.
Объясняется суть упражнения:
- участники из основной группы должны по очереди (лучше в том порядке, в котором сидят) рассказать про некоторую коммуникативную ситуацию, которая с ними произошла в жизни (желательно выбрать необычную ситуацию),
- трое добровольцев представляют собой "жюри", которое должно как-то назвать каждую из этих ситуаций, для этого каждый из членов "жюри" в тайне от других делает пометку в своем блокноте,
- чтобы потом не забыть, какой ситуации какое название принадлежит, члены "жюри" сразу проставляют порядковый номер ситуации,
- желательно, чтобы название ситуации состояло из двух слов, обычно существительного и эпитета к нему, но в крайнем случае можно использовать три или четыре слова,
- примеры записей в блокноте: "1) деловая беседа", "4) добродушная болтовня", "7) провокационное внедрение",
- члены "жюри" держат все свои записи в тайне до конца последней ситуации.
Происходит это, таким образом, так: участники из основной группы по очереди делятся своими воспоминаниями, участники-"жюри" молча выставляют свои "диагнозы".
Когда все ситуации будут уже выслушаны, ведущий предлагает вспомнить первую, напоминает краткое содержание этой ситуации (если ведущий не надеется на свою память, надо самому делать пометки в блокноте). Пример: "Итак, первая ситуация - Надежда рассказала, как она встретила в туалете свою одноклассницу, с которой не виделась двадцать лет. Какие названия дало жюри для этой ситуации?"
Если мнение "жюри" кому-то не понятно, он может сразу задать уточняющий вопрос.
Если по какой-то ситуации двое или даже трое членов "жюри" дали одинаковое название, ведущий обязательно обращает на это внимание. Анализируется.
Если ведущему кажется, что какое-то название действительно очень точное, что оно отражает характерные черты ситуации, это стоит отметить.
Упражнение стоит провести еще хотя бы один раз, с новым "жюри". В новом цикле будут, скорее всего, рассказаны более замысловатые ситуации; названия тоже будут более оригинальными и точными.
Библиографическая ссылка
1. Коммуникативное упражнение "Дать название ситуации" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 25.11.2012. - Режим доступа: https://azps.ru/training/communication/dat_nazvanie_situacii.html (25.11.2012).