Следующая мыслительная операция, с которой учащиеся должны познакомиться, называется определением понятия. С помощью этой операции раскрывают содержание понятия, т.е. указывают, что это понятие обозначает, какие признаки объединенных данным понятием предметов имеют в виду. Определение должно, во-первых, раскрывать сущность предметов и, во-вторых, отличать данный предмет от всех остальных.
Дать определение какому-либо понятию означает назвать родовое (более общее) понятие, в которое включается данное понятие, а также найти видовые признаки, т.е. такие качества, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие.
К примеру: МОЗАИКА - это картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла. «Картина» - это родовое понятие по отношению к понятию «мозаика», а «выложенная из цветных камешков или кусочков стекла» - это видовое отличие;
БАРЩИНА - работа крепостных крестьян в хозяйстве феодала. «Работа крестьян» - родовое понятие, а «в хозяйстве феодала» - видовое отличие.
Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными. К примеру, в понятие «архив» включены существенные признаки - «хранилище» и «для документов». Помимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случайными признаками, например «большой», «главный», «военный».
В следующих заданиях проведите анализ понятий, т.е. выделите существенные и случайные их признаки:
1. ФЕОДАЛ - а) богатый; б) владеющий землей; в) жестокий;
г) владеющий крестьянами; д) властный; е) король.
2. БОТАНИКА - а) учебный предмет; б) наука; в) часть естествознания; г) скучный урок; д) сложная наука; е) не изучает человека.
3. ЗОЛОТО - а) металл; б) драгоценный металл; в) имеющий желтый цвет; г) служит для изготовления украшений.
4. АНТАРКТИДА - а) материк; б) имеющий ледниковый покров; в) самое холодное место на земле; г) место обитания пингвинов.
5. СТИХОТВОРЕНИЕ - а) смешное произведение; б) поэтическое произведение; в) короткое произведение; г) хорошее произведение.
6. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - а) движение; б) движение газов; в) беспорядочное движение частиц; г) тело.
7. ТОЧКА - а) маленький знак; б) знак препинания; в) нужный знак; г) стоящий в конце предложения.
8. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ - а) растения; б) красивые;
в) способны образовывать цветки; г) имеют приятный запах;
д) растут в саду.
9. РЕМЕСЛО - а) основано на ручном труде; б) средневековое; в) гончарное; г) мелкое производство; д) высококачественное.
10. ГЛОБУС - а) большой; б) модель зенемало шара; в) наглядное пособие по географии; г) правильное изображение земной поверхности.
11. ТЕРМОМЕТР - а) прибор; б) измеряющий температуру;
в) ртутный; г) имеющий стеклянный корпус.
12. СОЮЗ - а) служебная часть речи; б) необходимое слово в предложении; в) соединительный; г) слово.
13. КОРЕНЬ - а) съедобный; б) орган растения; в) ветвящийся; г) с его помощью растение получает питательные вещества; д) находится в земле.
14. КРЕПОСТНОЙ КРЕСТЬЯНИН - а) лишенный земли;
б) зависящий от феодала; в) лишенный личной свободы; г) нищий; д) слуга.
15. СУБТРОПИКИ - а) переходный климатический пояс;
б) место с хорошей погодой; в) получают большое количество солнечного тепла; г) климатическая область Закавказья.
16. ПЛОЩАДЬ - а) характеристика плоскостной фигуры;
б) зависит от величины сторон; в) геометрическое понятие;
г) земельная.