Методика "Сравнение понятий"

Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.

Ход выполнения задания.

Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, "вечер" и "утро" сходны тем, что эти части дня различны тем, что "утро" - начало дня, а "вечер" - его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.

 

Сравнение понятий.

1.       Ботинок - карандаш

2.       Ветер - соль

3.       Вечер - утро

4.       Волк - луна

5.       Ворона - воробей

6.       Голод - жажда

7.       Девочка - кукла

8.       Дождь-снег

9.       Дуб - береза

10.   Золото - серебро

11.   Картина - портрет

12.   Корзина - сова

13.   Корова - лошадь

14.   Кошка - яблоко

15.   Летчик - танкист

16.   Лыжи - коньки

17.   Маленькая - большая

18.   Молоко - вода

19.   Обман - ошибка

20.   Озеро - река

21.   Ось - оса.

22.   Очки - деньги

23.   Поезд - самолет

24.   Река - птица

25.   Сани - телега

26.   Сказка - песня

27.   Стакан - петух

28.   Трамвай - автобус

29.   Утро - вечер

30.   Яблоко - вишня

 

В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.

Норма 18-23 сравниваемых понятия.

 


См. также

Тесты для детей Тесты способностей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru