Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.
Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, "вечер" и "утро" сходны тем, что эти части дня различны тем, что "утро" - начало дня, а "вечер" - его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.
Сравнение понятий.
1. Ботинок - карандаш
2. Ветер - соль
3. Вечер - утро
4. Волк - луна
5. Ворона - воробей
6. Голод - жажда
7. Девочка - кукла
8. Дождь-снег
9. Дуб - береза
10. Золото - серебро
11. Картина - портрет
12. Корзина - сова
13. Корова - лошадь
14. Кошка - яблоко
15. Летчик - танкист
16. Лыжи - коньки
17. Маленькая - большая
18. Молоко - вода
19. Обман - ошибка
20. Озеро - река
21. Ось - оса.
22. Очки - деньги
23. Поезд - самолет
24. Река - птица
25. Сани - телега
26. Сказка - песня
27. Стакан - петух
28. Трамвай - автобус
29. Утро - вечер
30. Яблоко - вишня
В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.
Норма 18-23 сравниваемых понятия.