02.02.2022 ПРОЕКТЫ
Ирина Яровая предлагает сделать честный открытый конкурс для соискателей целевых мест.
Впервые она предложила изменить систему целевого набора в вузы еще полтора года назад. Законопроект уже получил поддержку со стороны ректорского сообщества, ассоциаций вузов и работодателей, Минпроса, Минобрнауки, Минцифры. Сейчас он направлен в кабмин.
Проект, как сообщается, предполагает, что каждый выпускник страны сможет участвовать в открытом конкурсе на целевое место. Для этого будет создана единая информационная система. Например, выпускник, живущий на Камчатке, сможет узнать, что в Калининграде какая-то организация готова заплатить за его обучение (если, конечно, он пройдет по конкурсу).
Целевое обучение было задумано как некий аналог системы распределения, которая существовала в СССР. Теоретически это выглядит так: выпускник школы какими-то своими достижениям вызывает интерес со стороны какой-нибудь компании. Ну, допустим, завод заинтересован в квалифицированных инженерах, он видит, что в их городе есть талантливый юноша – победитель олимпиад по физике. Предприятие заключает договор с ведущим вузом и оплачивает учебу талантливого юноши. Пройдет лет пять – и молодой инженер будет года три отрабатывать свой долг на заводе.
Но это в теории. На практике оказывается, что пять лет – это слишком большой срок, чтобы разыграть такую тонкую игру. Если, например, работодатель находится в маленьком городе, где все инженеры и так уже работают на заводе, а новых взять негде, то проще помочь с переездом уже готовому (да еще с опытом) инженеру, чем растить пять-десять лет нового.
В нынешнем виде целевое обучение имеет большую коррупционную составляющую. Часто это выглядит так. Есть, например, в регионе чиновник от здравоохранения. Ему хочется, чтобы его ребенок тоже стал врачом. Но у того слишком низкие баллы по ЕГЭ. И вот какая-нибудь больница заключает с этим молодым человеком договор о целевом обучении. И расходы несет не семья чиновника, а региональный бюджет.
Конечно, не все целевые обучающиеся «блатные». Но дети чиновников, мы полагаем, получают предпочтение, потому что процедура закрыта. Руководство организаций решает произвольно, с кем заключать, а с кем нет договор о целевом обучении.
Очевидно, на решение этой проблемы и направлен законопроект, который пока не опубликован. Детали будут понятны позже.