Кадровые вести

Кадровые вести   

Лента новостейЛента

16.02.2022     РАЗЪЯСНЕНИЯ

Специалист «Специалист»

На сайте онлайнинспекция.рф был задан вопрос, чем руководствоваться при составлении должностной инструкции специалиста, если в квалификационном справочнике должностей нет должности «Специалист».

Речь шла про составление должностной инструкции специалиста администрации сельского поселения, в обязанности которого входит много: делопроизводство, архив, быть помощником руководителя и др. Роструд на это ответил, что работодатель вправе в должностную инструкцию работника внести дополнительные обязанности (в том числе по другой должности) и что при этом работодатель вправе по своему усмотрению устанавливать объем должностных обязанностей.

Роструд заодно напомнил, что согласно статье 57 Трудового кодекса трудовая функция обязательно указывается в трудовом договоре. А что такое трудовая функция? Это: «работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)».

Так может ли быть в нашем штатном расписании должность «Специалист»? «Конечно, может», — ответит любой опытный кадровик и будет прав. Многие пользуются этой возможностью и придумывают красивые названия должностям, чтобы и самим было приятно, и работнику доставить удовольствие. Другое дело, что для некоторых категорий работников законами установлены льготы, и поэтому наименования их должностей должны быть идентичны тем, что в справочниках или профстандартах.

И совсем интересный момент, хотя спорный. Его надо знать и понимать, но не рекомендуется употреблять. Мы привыкли, что каждый работник у нас имеет свое название (должность, профессию): дворник, генеральный директор, бухгалтер, сортировщик алмазов, сеньор джава-девелопер, препаратор скелетов мелких животных... Но попробуйте найти в Трудовом кодексе место, где сказано, что каждый работник помимо своего ФИО должен иметь какую-то определенную «кликуху».

Если внимательно прочитать определение трудовой функции и его развернуть, то получится, что она это одно из следующего:

- работа по должности в соответствии со штатным расписанием,

- работа по профессии с указанием квалификации,

- работа по специальности с указанием квалификации,

- конкретный вид поручаемой работнику работы.

Последний пункт отделен от предыдущих точкой с запятой. Что этим хотел сказать законодатель, не ясно. То ли это значит, что в любом трудовом договоре надо указывать конкретный вид поручаемой работнику работы. То ли это значит, что наш работник может работать не по должности, не по профессии, не по специальности, а просто делать что-то конкретное и, весьма вероятно, необычное. Ну, допустим, переворачивать пингвинов.

«Кадровые вести» считают, что законодатель хотел сказать именно второе — то есть мы можем принять работника и при этом его никак не обзывать. Дело в том, что 20 лет назад в исходной редакции Трудового кодекса этот пункт статьи 57 звучал иначе. Надо было включать не трудовую функцию, а «наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция». То есть, очевидно, можно было написать в трудовом договоре, что трудовая функция Иванова И.И. — переворачивать пингвинов, а его самого при этом никак не обзывать.

Со временем эту статью переделали, и она стала менее понятной. Кстати, если раньше штатное расписание относилось и к работе по должности, и по специальности, и по профессии, то сейчас, как мы видим, штатное расписание относится только к работе по должности.

На самом деле, как нам кажется, это вопрос совсем не праздный. Стремление обзывать работников очень удобно (например, для бухгалтерии или для публикации вакансий в интернете), но где-то вредит прогрессу, мешает развивать профессии и оптимизировать бизнес-процессы.

Представим себе такую ситуацию. Работает у нас бухгалтер. 8 часов в день он занимается бухгалтерией. Со временем он заматерел и стал быстрее работать. Мы ему предложили еще выполнять функцию маркетолога. За отдельную плату, разумеется. Человек с радостью согласился, и теперь он 6 часов работает бухгалтером, 2 часа — маркетологом. Потом наш бухгалтер-маркетолог сам говорит нам: «Я хорошо знаю английский, давайте я буду еще переводчиком». И вот он 4 часа работает бухгалтером, 2 часа маркетологом, 2 часа переводчиком. Потом он так вошел во вкус, что взял на себя еще работу рекрутера. И вот он по два часа в день работает бухгалтером, маркетологом, переводчиком и рекрутером. И кто он после этого? Бухгалтер-маркетолог-переводчик-рекрутер?

Шаблонные бизнес-процессы приводят к тому, что все рассматривается через призму должностей. И получается, что организация состоит не из людей, а из должностей. Вводя должность, сочиняя для нее должностную инструкцию, волей-неволей задумываешься о том, а что будет, если вдруг наш бухгалтер-маркетолог-переводчик-рекрутер уйдет в декрет или армию. Где мы такого еще найдем? Да нигде. И поэтому у нас не будет бухгалтера-маркетолога-переводчика-рекрутера, а будет бухгалтер, маркетолог, переводчик и кадровик.

Универсальный выход, конечно, как мы знаем, это называть такие должности «специалистами» (а также «ведущими специалистами», «главными специалистами»). Тогда вопросов не будет ни у кого: ни у бухгалтерии, ни у трудовых инспекторов.

TelegramTelegram