Кадровые вести

Кадровые вести   

Лента новостейЛента

07.06.2021     ФАКТЫ

Парадокс: пандемийный 2020 год способствовал развитию презентеизма

На сайте BBC появилась интересная статья про презентеизм – склонность работника проводить на рабочем месте больше времени, чем это необходимо.

Во всем мире работники занимаются не только непосредственным исполнением своей трудовой функции, но и изображением (иногда бурной) деятельности: сидят за компьютером и делают вид, что что-то делают, в десятый раз обсуждают то, что давно уже обсуждено, просто бывают на подхвате у других работников и ждут каких-нибудь мелких поручений (хотя это совсем не входит в обязанности) и т.п.

Пандемийный 2020 год, когда масса работников перешла на удаленку, должен был научить, казалось бы, менеджеров и рядовых работников, что пора бы перестать изображать деятельность, потому что все равно никто не видит, работаешь ты или нет. Но не тут-то было.

Во всех странах продолжительность рабочего дня выросла. Где-то больше, где-то меньше (по данным фирмы Atlassian, которая делает программное обеспечение для рабочих мест). В Южной Корее она выросла меньше всего: на 7 минут. В Британии и Германии – на 30 минут, в России – на 31 минуту, в Штатах – на 32 минуты. Больше всего в Израиле – на 47 минут.

Презентеизм перешел в цифровую форму: работники продолжают отвечать на электронные письма и звонки в любое время дня, чтобы продемонстрировать свою вовлеченность в рабочие процессы. Цифровой презентеизм в некоторых аспектах менее опасен, чем офисный презентеизм. Раньше работники боялись взять больничный и сидели в офисе, где заражали других. На удаленке это уже не актуально. Раньше родители были в менее выгодном положении, потому что им надо домой к детям. На удаленке они и так уже дома, с детьми. Бездетные работники поэтому уже не обладают таким преимуществом, чтобы показать свою вовлеченность.

Пандемия несколько повысила тревожность работников, особенно тех, кто склонен к презентеизму. Во время пандемии 54 % британских работников чувствовали себя просто обязанными физически прийти в офис, чтобы показаться там.

Исследователь презентеизма Ли Томпсон выделил два ключевых фактора, способствующих развитию презентеизма:

– эффект заметности (если работник более заметен, он вызывает больше положительных эмоций у других и чаще получает повышение),

– эффект ореола (если работник демонстрирует активность в мелочах (например, принес тебе чашку кофе), то кажется, что он в целом трудолюбив и активен, хотя это может быть совсем не так.

Переход на удаленную работу не избавил нас от этих факторов, а где-то их даже усугубил: работники стали меньше делать реальную работу и больше – производить впечатление.

Во время пандемии многие работники попали в ловушку презентеизма: кто-то из работников начнет изображать бурную деятельность, другим не остается выбора, и они тоже втягиваются в эту «гонку вооружений». Усугубляется это еще и экономической нестабильностью – работники во время пандемии стали больше опасаться потерять работу.

Презентеизм приносит много вреда, и с ним сложно бороться. Надо, конечно, лучше анализировать личный вклад каждого в работу. Чтобы работники не засиживались допоздна, руководители (начиная с топ-менеджеров) должны показывать пример и уходить с работы, когда рабочий день заканчивается.

Ссылка

TelegramTelegram