Кадровые вести

Кадровые вести   

Лента новостейЛента

14.10.2021     РАЗЪЯСНЕНИЯ

Роструд: доплачивать или не доплачивать работнику за выполнение обязанностей временно отсутствующего коллеги – определяется в трудовом договоре и/или должностной инструкции

Если не прописано, то поручать дополнительную работу можно только с письменного согласия и за дополнительную плату. Если прописано, то согласие не требуется, равно как и дополнительная оплата.

В вопросе Роструду была обрисована знакомая многим ситуация: есть три ставки бухгалтера, но работают только два бухгалтера (главбух и его зам), третью ставку (простого бухгалтера) они делят между собой. Головная организация вдруг запретила так делать, мотивируя это тем, что руководителям нельзя доплачивать за работу по ниже занимаемой должности.

Роструд прямо не ответил на вопрос, законен такой запрет или нет. Конечно, у работодателя может быть какая-то своя концепция по поводу доплат. Может быть, действительно, у него принято, что бухгалтер, например, замещает бухгалтера, а главбух не может заместить бухгалтера. Очевидно, что иногда это и правда имеет смысл: главбух не должен отвлекаться на выполнение рутинных обязанностей.

В целом ответ Роструда (без правового обоснования) звучит так:

«Если в трудовом договоре и/или должностной инструкции заместителя главного бухгалтера и главного бухгалтера не предусмотрено выполнение обязанностей временно отсутствующих бухгалтеров, то поручать им выполнение такой работы работодатель вправе только с их письменного согласия и за дополнительную плату.

Если в трудовом договоре и/или должностной инструкции заместителя главного бухгалтера и главного бухгалтера предусмотрено выполнение обязанностей временно отсутствующих бухгалтеров, то осуществлять работникам доплату за такую работу работодатель не обязан.»<>

Сложилась такая практика – достаточно вольно толковать статью 151 Трудового кодекса. Она говорит, что при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника производится доплата. То есть доплачивают в те периоды, когда работник работает не только за себя, но и за другого, ему положена доплата. Это соответствует принципу, указанному в статье 2 Трудового кодекса – право каждого работника на выплату справедливой заработной платы.

Но буквальное следование норме статьи 151 очень неудобно работодателям. Допустим, один работник взял 4 часа отпуска за свой счет. Что, надо заключать допник с другим работником, чтобы тот взял на себя часть функций (например, отвечал на вопросы клиентов)? Поэтому в трудовых договорах и должностных инструкциях стали прописывать, что работник обязан на период отпуска и болезни коллеги замещать его. Некоторые прописывают более шире – что на период отсутствия коллеги (то есть и в тех случаях, когда рабочее место пустует). И получается, что риски замещения, так сказать, учитываются при заключении трудового договора, что работник получает зарплату в том числе и за то, что время от времени замещает коллег.

По этому вопросу есть, например, письмо Минтруда. В нем так и написано, что в трудовых договорах или должностных инструкциях отдельных категорий работников могут предусматриваться положения, в соответствии с которыми работник исполняет обязанности отсутствующего работника со схожей трудовой функцией, и такая работа будет осуществляться в рамках заключенного трудового договора. Как пишет Минтруд, при этом соответствующие трудовые обязанности должны быть указаны в трудовом договоре, а условия его оплаты труда устанавливаются с учетом возможного увеличения объема работ.

Но тут надо знать меру. Работники не могут быть «универсальными бойцами». Минтруд предлагает критерий – при заключении трудового договора работник должен иметь полную информацию о своей трудовой функции (должностных обязанностях) и оплате труда. То есть для него не должно возникать неприятных сюрпризов. В том числе и таких, что ему одному придется работать за десятерых.

TelegramTelegram