Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация - лишь "верхушка айсберга". Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.
В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:
- неосознаваемые механизмы сознательных действий,
- неосознаваемые побудители сознательных действий,
- надсознательные процессы.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:
- неосознаваемые автоматизмы,
- неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:
- никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),
- когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).
Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.
Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:
- фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),
- периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),
- граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),
- бессознательное.
Развитые навыки обычно "балансируют" на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они "блуждают".
Разные примеры автоматизмов:
- бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но "сразу" воспринимаем смысл прочитанного,
- радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,
- заходя в тёмную комнату, рука "сама" тянется к выключателю.
К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:
- непроизвольные движения,
- тоническое напряжение,
- мимику,
- пантомимику,
- большой класс вегетативных проявлений.
В экспериментальной психологии такого рода проявления рассматриваются как объективные индикаторы состояния человека. А. Р. Лурия, например, установил, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее - мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).
На сегодняшний день разработан большой ряд разного рода устройств, помогающих психологам-экспериментаторам и психофизиологам объективно оценивать состояние человека по таким параметрам, как:
- пульс,
- частота дыхания,
- артериальное давление,
- электрическая активность мозга,
- микродвижения глаз,
- зрачковая реакция.
Существуют аппараты, называемые "детекторами лжи". Поскольку они фиксируют неосознаваемые процессы, поэтому считается, что их довольно сложно обмануть.
Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка - во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.
Виды установки:
- моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),
- умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),
- перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).
Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.
Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого "странного" поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.
Морально-этические ценности могут напрямую проявляться в сознании, но могут и косвенно управлять этим сознанием человека. Субъективно это выглядит так: сознанием, рациональным человек приходит к такому-то выводу, ставит перед собой такие-то цели, совершает такие-то действия, но "душа его не на месте", он испытывает волнение и при этом не рефлексирует источник этого волнения.