Рациональное упражнение "Полнота информации"

Название. Рациональное упражнение "Полнота информации"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники разбираются с понятием "полнота информации". Упражнение направлено на профилактику и снятие тревожных состояний, повышение рациональности.

Качества. Эмоциональная уравновешенность. Рациональность

Содержание

Ведущий вводит для участников понятие "полнота информации": характеристика степени нашей осведомленности о каком-то предмете. При этом имеются в виду не вся информация, а только имеющая для нас хоть какое-то значение. Приводятся примеры:

Если мы знаем отчество какого-то человека (например Васильевич), то обладаем полной информацией. Если знаем, что отчество начинается на определенную букву (например "В"), то обладаем частичной информацией. Если вообще ничего не знаем про отчество этого человека, то можно сказать, что имеем нулевую информацию.

Если мы знаем, понимаем, используем на практике теорему Пифагора, то полностью ее знаем. Если знаем только формулировку (просто выучили), то это - частичное знание. Если про теорему знаем только то, что ее придумал Пифагор, то это нулевое знание теоремы. Хотя тут уже возможны варианты. Если нам не интересно содержание теоремы, важно лишь сведение о ее авторе, то это знание можно назвать полным.

Если мы прочитали несколько раз "Войну и мир" Толстого, то не можем похвастаться тем, что полностью изучили это произведение, полностью его знаем. Во-первых, объем информации слишком велик для запоминания. Во-вторых, весьма маловероятно, что современный читатель может понять все социальные подтексты, вложенные в роман автором.

В реальной жизни человек так же:

- (первый случай) о чем-то имеет полную информацию,

- (второй) о чем-то не имеет полную информацию, но может ее получить,

- (третий) о чем-то не имеет полную информацию и не может ее получить.

Состояние тревоги в основном связано с тем, что человек не знает полной информации о каком-то объекте или явлении, представляющем высокую значимость:

- Человек, летящий в самолете, тревожится из-за того, что не знает состояние исправности самолета, всех погодных и прочих условий.

- Родитель, ждущий задержавшегося на улице ребенка, тревожится из-за того, что не знает где сейчас находится его любимое чадо и почему он не отвечает на звонки.

- Ребенок тревожится на сочинении по "Преступлению и наказанию" из-за того, что не смог понять всего романа.

Общие рекомендации по работе с тревогой такие:

1. Выяснить, в отношении чего у нас имеется полная информация.

2. Выяснить, в отношении чего у нас имеется неполная информация или не имеется вовсе.

3. Определить, что можно узнать, а что узнать нельзя.

4. Перечислить причины, по которым нельзя узнать информацию в полной мере: а) мешают объективные обстоятельства (в том числе временные), б) в принципе по данному вопросу нельзя получить полных сведений.

5. Расписать действия, с помощью которых можно узнать важную дополняющую информацию.

6. В отношении остального сделать себе самовнушение-доказательство: "Я узнал все, что можно. Большего добиться не могу. Надо с этим смириться".

Ведущий с участниками апробирует данную схему. Для этого производится анализ реальных жизненных ситуаций, когда кто-то из участников сильно тревожился по какому-то поводу.

Библиографическая ссылка

1. Рациональное упражнение "Полнота информации" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 24.11.2012. – Режим доступа: http://azps.ru/training/ratio/rationalnye_osnovaniya_trevogi.html (24.11.2012).

 


См. также

Рациональные упражнения

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru