Речевое упражнение "Акценты"

Название. Речевое упражнение "Акценты"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся вставлять разного рода акценты в свою речь.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

Иногда перед оратором или рядовым коммуникантом возникает задача: как красиво и/или эффектно выделить в своей речи какое-либо слово или короткую фразу. Задача эта может возникнуть вследствие того, что слушающий обязательно должен заметить это слово или фразу – потому что от этого много зависит.

Выделить этот участок можно многими способами:

1. Подчеркнуть чисто вербально, попросив обратить свое внимание. Например: «На улице – заметьте! – чирикают воробьи».

2. Подчеркнуть вербально, повторив важное слово. Например: «На улице чирикают воробьи. Чирикают!»

3. Издать некий иллюстрирующий звук. В нашем примере можно это сделать так: «На улице чирикают воробьи. Чик-чирик!»

4. Издать некий типовой эмоциональный возглас. Например: «На улице – ах! – чирикают воробьи».

5. Повысить на время громкость своей речи. Например: «На улице ЧИРИКАЮТ воробьи». В некоторых случаях, например для драматизма, можно наоборот сказать тише.

6. Повысить или понизить тон своего голоса. Если до этого докладчик говорил баритоном, то можно на время перейти на тенор или бас (если хватит способностей).

7. Изменить тембр голоса. Слово произносится слегка в измененной манере: может быть, чуть хрипло или наоборот слишком мелодично.

8. В ситуации обыденного общения можно на время приблизить свою голову к голове другого коммуниканта, чтобы как бы намекнуть на то, что это слово он должен лучше расслышать. Или намекнуть на то, что сообщается это под большим секретом.

9. Растянуть слово, произнося его медленно. Например: «На улице чи-ри-ка-ют воробьи».

10. Произнести слово дискретно. Например: «На улице чи! ри! ка! ют! воробьи». Так, например, делают на демонстрациях, скандируя лозунги.

11. Сделать интригующую паузу. Например: «На улице... чирикают воробьи».

12. Сделать заметный, призывающий обратить внимание жест. Например, можно поднять довольно высоко руку с направленным вверх указательным пальцем.

Ведущий объясняет этот материал участникам. Далее следует его закрепить.

Сначала закрепляется первый пункт. Каждый участник по кругу говорит одно своё предложение, в котором одно-два слова выделены вербально. Потом второй пункт, где надо повторить важное слово. Потом третий и т.д. Всего, таким образом, десять кругов. Каждый круг начинает сам ведущий, предлагая свой вариант и задавая тон.

Библиографическая ссылка

1. Речевое упражнение "Акценты" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 29.12.2015. – Режим доступа: http://azps.ru/training/oratio/accenty.html (29.12.2015).

 


См. также

Речевые упражнения

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru