Программа тренинга "Чувство одиночества"

Введение.

Чтобы наилучшим образом помочь одиноким людям, важно знать, ка- кой опыт одиночества наиболее типичен и какие люди больше всего склонны испытывать чувство одиночества. Эта задача осложняется тем, что одиночество отнюдь не единообразно. Для многих людей одиночество является реакцией на разрушительные жизненные переме- ны, например вдовство, развод, переезд, каждая из которых ставит перед исследователем специфические проблемы. Скажем, смягчение одиночества, вызванного смертью одного из супругов или близкого друга, часто влечет за собой облегчение горя, так как оно служит предпосылкой к образованию новых социальных связей. Напротив, одиночество, вызванное разводом, может усилить ощущение межлич- ностной неадекватности и чувство неуверенности в себе перед воз- вращением на социальный "рынок". Для других людей одиночество мо- жет стать результатом их собственного жизненного пути, а не след- ствием недавней утраты или разрыва социальных связей. Примером тому могут служить болезненно застенчивые учащиеся, не имеющие друзей в старших классах школы и остающиеся социально изолирован- ными в высших учебных заведениях.

Один из крупнейших исследователей одиночества Янг полагает, что хронический характер одиночества является важным измерением, от- личающим одиноких людей. По его мнению, хроническое одиночество есть следствие длительной неспособности человека установить свя- зи с другими людьми, тогда как ситуативное одиночество - это следствие крушения сложившейся модели социальных связей человека. Термин "преходящее одиночество" относится к случайно испытываемо- му чувству одиночества, которое большинство людей переживают вре- мя от времени. Хронический характер одиночества - важный диагнос- тический параметр, так как он имеет непосредственное значение для этиологии и вмешательства. Например, больше всего пользы от свое- го состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию со- циальных навыков. Напротив, людям, испытывающим ситуативное оди- ночество, больше всего пользы принесет вновь обретенная уверен- ность и оказанная им помощь в идентификации социального контек- ста, в котором можно нащупать новые связи.

В зарубежных исследованиях по проблеме коррекции одиночества обычно выделяют два основных метода: тренинг социальных навыков и когнитивно-поведенческую терапию. Если первый метод ориентирован на групповое применение, то второй ориентирован на индиви- дуальный подход. В тренинг социальных навыков обычно входят та- кие элементы как: моделирование, разыгрывание ролей, самонаблюде- ние (включая видеометоды) и домашние задания; клиенты обучаются таким навыкам как вступление в разговор, умение поддержать теле- фонные разговоры, умение делать и принимать комплименты; они учатся регулировать периоды молчания, подчеркивать привлека- тельность физических данных, повышать роль невербальных методов общения, изучают подходы к физической близости. В когнитивно-по- веденческую терапию входят разнообразные когнитивные приемы, сре- ди которых наиболее часто используется распознавание автоматизма мышления, то есть клиентов учат воспринимать так называемые "ав- томатические мысли" из категории фактов в категорию гипотез.

В данном тренинге упор делается на развитие социальных навыков плюс использование метода распознавания автоматизмов.

Цель тренинга:

помощь участникам в преодолении чувства одино- чества и/или обучение способам противостояния ему.

Задачи тренинга:

1. Обучение социальным навыкам; 2. Обучение способам распознавания автоматических мыслей.Объект тренинга: все желающие научиться противостоянию соб- ственному чувству одиночества, либо же чувству одиночества дру- гих людей.

1. Особенности форм и методов проведения занятий в рамках тренинга "Чувство одиночества".

К особенностям данного тренинга можно отнести:

а) Использование видеоаппаратуры (по возможности) и видеома- териалов; б) Выдача печатных материалов, репрезентирующих ситуацию тренинга.

2. Структурные компоненты занятий в рамках тренинга "Чувство одиночества".

На проведение тренинга отводится два дня (два этапа). Продолжи- тельность каждого этапа составляет пять часов с одним перерывом. Общая схема проведения тренинга следующая: в первый день происхо- дит знакомство, обучение социальным навыкам, обучение распознава- нию автоматических мыслей, дается домашнее задание; во второй день происходит проверка домашнего задания, так же продолжается обучение социальным навыкам и продолжение обучения работе с авто- матическими мыслями; в заключение даются рекомендации на будущее.

3. Программа занятий.

Первый день.

1) Знакомство, вступительная речь.

2) Первый шаг: раскрепощение участников.

а) В течении одной минуты каждый участник должен пожать руку каждому и сказать несколько теплых слов. б) Каждый участник каждому участнику говорит пять комплиментов. в) Каждый участник встает и рассказывает один анекдот, за что вознаграждается апплодисментами. 3) Второй шаг: обучение навыкам вступления в разговор.

а) Участники разбиваются на пары, каждая пара по очереди в те- чении трех минут завязывает между собой разговор. б) Коллективное обсуждение результатов. в) Ведущий обобщает тему и вносит свои предложения по тому как лучше всего вступать в разговор. 4) Третий шаг: обучение умению делать и принимать комплименты.

а) Ведущий рассказывает о том как лучше делать комплименты: о том что важнее всего соблюдать меру, о том, что каждому человеку приятен определенный круг комплиментов и т.д. б) Берется две-три пары добровольцев, в каждой из которых происходит обмен комплиментами. в) Обсуждение. г) Ведущий рассказывает о правилах принятия комплиментов. д) Также происходит обмен комплиментами, но внимание участни- ков сосредоточено не на содержании комплиментов, а на принятии их.

5) Четвертый шаг: повышение роли невербальных методов общения. а) Ведущий рассказывает о невербальных методах общения: языке телодвижений, мимике и т.д. б) Участники разбиваются на пары; опять происходит обмен ком- плиментами, но на этот раз комплименты говорит "немой": жестами и мимикой он должен объяснить какое качество он восхваляет; пар- тнер "немого" благодарит его за комплимент и говорит что он имен- но понял. в) Обсуждение.

6) Пятый шаг: борьба с автоматическими мыслями. а) Ведущий рассказывает о том, что такое автоматические мысли и как с ними бороться. б) Каждый участник встает и высказывает суждение, касающееся его лично о том, что будет в будущем: далеком или нет, причем это суждение с его точки зрения есть факт; после этого в течении двух минут происходят прения среди всех участников на предмет того факт это, либо же гипотеза, после чего происходит голосование и решается вопрос, факт это суждение, либо всего лишь гипотеза.

7) Шестой шаг (необязательный, проводится в тех случаях, когда возник излишек времени): преодоление эгоцентризма. а) Ведущий очень коротко рассказывает о том, что очень часто причиной одиночества является излишний эгоцентризм. б) По очереди встают участники; задача каждого говорить что угодно, но главное, чтобы в рассказе не встречались слова "я","мне","мое" и т.д.; после того, как хотя бы одно такое слово закралось - выступающего сажают. Максимальное время выступления - 5 минут.

8) Каждому участнику дается домашнее задание: а) Вступить в разговор с незнакомым человеком; б) Подумать и составить список из пяти автоматических мыслей, которые иногда или часто мешают участнику.

Второй день.

1) Первый шаг: проверка домашнего задания. а) Каждый участник рассказывает о том, удалось ему завязать с незнакомым человеком разговор или нет; происходит коллективное обсуждение ситуации. б) Каждый участник оглашает свой список автоматических мыслей.

2) Второй шаг: повторение шестого шага предыдущего дня.

3) Третий шаг: обучение открытым жестам и мимике. а) Ведущий рассказывает и показывает открытые жесты и мимику, а также жесты заинтересованности. б) Вызывается пара добровольцев, которые обсуждают какую-либо обоих волнующую тему, при этом стараясь использовать как можно больше открытых жестов и жестов заинтересованности. в) Обсуждение.

4) Четвертый шаг: подчеркивание физических достоинств. Происхо- дит коллективное обсуждение того, как подчеркивать свои физи- ческие достоинства и скрашивать недостатки. Каждый участник де- лится своим опытом.

5) Пятый шаг: борьба с автоматическими мыслями. а) Ведущий кратко анализирует то, что было услышано при про- верке домашнего задания. б) Происходит коллективное обсуждение способов борьбы с авто- матическими мыслями.

6) Шестой шаг: прощание. а) Ведущий высказывает пожелание всем и каждому в отдельности. б) Каждый участник встает и прощается: так же со всеми и с каждым в отдельности, говорит теплые слова.

 


См. также

Программы тренингов

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru