Упражнение "Повтори абзац"

Название. Упражнение "Повтори абзац"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Ведущий зачитывает абзац текста, участники должные его повторить слово в слово.

Качества. Слуховая память

Содержание

Участники тренинга рассаживаются в кресла. По возможности следует избавиться от посторонних шумов: закрыть окно, выключить фоновую музыку и т. п.

Ведущий сообщает, что он сейчас прочитает абзац текста из художественного произведения. Надо слушать очень внимательно и стараться запомнить каждое слово.

Для начала зачитывается относительно небольшой абзац. Например:

Отчего это я не хожу, а прыгаю? Что-то тянет меня в сторону, противоположную тяжести, напрягает мускулы, заставляет делать скачок.

Ведущий просит участников дружно, коллективно вспомнить весь абзац, слово в слово. Когда участники повторяют какой-либо участок верно, ведущий вслух тоже проговаривает этот участок, давая понять, что удовлетворен. Когда возникает затруднение, ведущий терпеливо ждет правильного повторения. Если участники никак не могут вспомнить очередной фрагмент, ведущий помогает, называя очередное слово.

Следующий абзац должен быть немного больше. Например:

Дав истощиться запасу удивления моего приятеля-физика, я обратился к нему с просьбой разрешить мне вопрос: что такое случилось - увеличились ли наши силы или уменьшилась тяжесть?

Когда участники закончили повторять, ведущий устраивает небольшое обсуждение на тему, как лучше запоминать тексты. Следует обратить внимание на то, что это довольно сложно и для идеальной точности следует серьезно тренироваться. Помогает для тренировки слуховой памяти просто многократные механические повторения. Например, можно запустить на компьютере какую-нибудь аудиокнигу или видео с новостями. Прослушав очередной фрагмент, аудио или видео ставится на паузу, и в уме, а лучше вслух повторяется услышанное.

Другое направление развития памяти – опора на воображение. Когда запоминается текст, то перед глазами должно проходить все услышанное. Если у человека слабое воображение, ничего страшного, пусть будет слабая и неконкретная картинка. Главное, чтобы была. При этом следует обратить внимание, что при каждом новом слове внутренняя картинка должна поменяться. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд, стоит потренироваться хотя бы немного в этом, а лучше делать такие упражнения периодически.

Следующий абзац еще больше, но на этот раз ведущий читает его очень медленно, тщательно выговаривая каждое слово. Пример:

Он вытащил из кармана кусок грязной тряпки, служившей для протирки автомашины, скомкал его и сунул в рот Скуперфильду, а чтоб он не мог выплюнуть этот кляп, завязал ему еще рот носовым платком. Теперь Скуперфильд имел возможность только потихоньку мычать и трясти головой.

И опять участники коллективно должны повторить текст слово в слово.

Для следующего абзаца ведущий предлагает участникам подумать, можно ли как-то тут «сжульничать», задействовав коллективный разум, то есть распределив обязанности среди участников. Когда участники договорятся между собой о том, как они будут «жульничать», им дается еще больше текст. Пример:

Прошло еще несколько часов, в продолжение которых мы успели поесть, отдохнуть и поговорить еще о гимнастике на Луне и о том, какие чудеса могли бы произвести здесь земные акробаты. Медлить более было нельзя: жара стояла адская; по крайней мере, снаружи, в местах освещенных, каменная почва накаливалась до того, что пришлось подвязать под сапоги довольно толстые деревянные дощечки.

Библиографическая ссылка1. Упражнение "Повтори абзац" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 16.03.2018. – Режим доступа: http://azps.ru/training/intelligence/povtori_abzac.html (16.03.2018).

 


См. также

Мнемонические упражнения

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru