Интеллектуальное упражнение "На качелях абстракции-конкретизации"

Название. Интеллектуальное упражнение "На качелях абстракции-конкретизации"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации.

Качества. Вербальный интеллект

Содержание

Абстракция (абстрагирование) и конкретизация - очень важные интеллектуальные, мыслительные операции. Каждый день, каждый час в своих рассуждениях мы пользуемся этими операциями, пусть даже и не каждый знает смысл этих понятий.

Мы абстрагируемся от конкретных, единичных вещей и явлений. Можем рассуждать не о своем личном автомобиле, а об автомобилях вообще, можем думать о цвете автомобиля, вообще о цвете.

Рассуждения об общих вещах снова сменяются мыслями о конкретном: только что говорили о политиках вообще - стали рассуждать о конкретном политике, размышляли о своей работе в целом - задумались о конкретных задачах.

Частые переходы от абстрактного к конкретному и наоборот помогают лучше понимать предмет размышлений, делает в целом нас несколько умнее. Модель того или иного предмета или явления в нашей голове становится более четкой, детальной. Получаем способность отделять важное от второстепенного.

Ведущий тренинга вызывает добровольца. Ставит его в середину тренингового зала, так чтобы у участника была возможность свободно двигаться от стены до стены (или от стены до окна). Ведущий озвучивает некоторое понятие, например "Стол". Участник должен вслух повторить за ведущим это понятие. Далее ему предлагается придумать более конкретное понятие, производное от "Стол". Например это может быть "Письменный стол" или "Коричневый стол". Произнося это, более конкретное понятие, участник должен сделать шаг в сторону. Далее ему предлагается продолжить конкретизацию. Сказать, например, "Мой домашний письменный стол" или "Дорогой коричневый стол". Конкретизировав, участник делает еще шаг, и в ту же самую сторону.

Дойдя до предела, когда уже не получается конкретизировать дальше, участник начинает процесс абстрагирования. Он говорит более общие понятие и двигается в обратную сторону. При этом запрещается повторять понятия, которые до этого уже были. Нельзя сказать, например, второй раз "Письменный стол", но можно сказать "Мой стол" или "Моя домашняя мебель". Ведущий не ограничивает фантазию участника, но тщательно следит за тем, чтобы было именно абстрагирование (более общее понятие) и конкретизация (более конкретное понятие). Цепочка понятий, таким образом, может быть примерно следующая:

- Стол.

- Письменный стол.

- Мой домашний письменный стол.

- [Разворот] Мой стол.

- Моя мебель.

- Мебель.

- Вещи.

- [Разворот] Красивые вещи.

- Драгоценности.

- Сережки.

- Золотые серьги.

- Мои золотые серьги.

- Мои золотые серьги в виде змейки.

- [Разворот] Серьги в виде змейки.

- Вещи в виде змейки.

- Вещи в виде животных.

- То, что имеет вид животных.

- [Разворот] Животные...

Участники-наблюдатели имеют право подсказывать. Ведущий даже подбивает их на это. Если участник не может продолжать движение в том же направлении и собирается разворачиваться, можно задать вопрос-призыв: "Что, дальше уже не получается?"

Повторив раз 5-7 данное упражнение с разными участниками, можно переходить к обсуждению:

- Что показалось сложным? Почему?

- Как это упражнение может помочь в повседневной жизни? на работе?

Библиографическая ссылка

1. Интеллектуальное упражнение "На качелях абстракции-конкретизации" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 16.09.2013. – Режим доступа: http://azps.ru/training/intelligence/kacheli_abstrakcii.html (16.09.2013).

 


См. также

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru